Грунтовка перед шпатлевкой

14 ноября 2013 г.
Выравнивание стен

Тема: Нюансы применения грунтовки перед шпатлёвкой

Очень доброго всем.
Сегодня столкнулся с делемой, спросил маляра надо ли грунтовать бетонную стену перед нанесением шпаклёвки (в данном случае Ветонит лр+), на что прозвучал ответ: "Грунтовка уменьшит сцепление шпаклёвки с поверхностью (0_о)".
Перечитал кучу статей, практически везде написано обратное.

Давайте рассмотрим два примера с бетонной стеной и гипсокартонной.
Раньше мне довелось шпаклевать гипсок-ю стену, порядок был такой: Грунтовка "Берёзка", ветонит, грунтовка, ветонит, шкурка (выравнивание), грунтовка, поклейка обоев.

Щас имеется 3 стены из бетона, в которых есть швы между плитами, спросил двоих маляров, рекомендуют такой порядок: бетоконтакт, ротбанд на швы, шпаклёвку, шкурку, грунтовку не рекомендуют (0_о).

Что поменялось за последнее время? Или всё зависит от материалов из которых делают грунтовки? Бетоконтакт, насколько я понимаю, тоже грунтовка.
Так в какой момент надо наносить грунтовку и какую на что? В конце лицевая поверхность стен предполагает носить обои.
Лучше подгоните этих маляров врагам
Не грунтую только кирпич перед оштукатуриванием ЦПС...Бетонконтакт щас только на хлеб не мажут,хотя не исключено что некоторые штатские и мажут...
mihamaster
а зачем пыль то удалять, ведь грунтовка всё стянет в камень. Из поста понятно, что всё-таки грунтовка повышает адгезию материалов. Без штукатурки не обойтись, потому что надо замазать щели между бетонных плит, насколько я понял, штукатурка лучше держит нагрузки, чем шпаклёвка и отваливаться будет не кусками, возможно )).

По поводу бетонконтакта идея понятна, намазать ровнющую поверхность для появления шероховатости, что призвано повысить сцепление с штукатуркой.
Вывод я сделал однозначный, перед обработкой поверхности под шпаклёвку - грунтовать обязательно!
Я считаю обязательно грунтовать. А вот бетоноконтакт о-очень редко использую.
http://aquastop-tm.ru/

грунтовки разные бывают

Качественный ремонт или нужна ли грунтовка стен перед шпаклевкой?

Основой всех отделочных работ, бесспорно, является грунтовка и шпатлевка поверхности. Нужно клеить обои, уложить плитку, штукатурить или красить – без предварительных работ не обойтись. Обрабатываемую поверхность требуется тщательным образом подготовить к будущим работам. Обязательно делается грунтовка стен перед шпаклевкой, и только после этого остальные отделочные работы.

Содержание
  1. Грунтовка стен перед шпаклевкой – залог успешной работы
  2. Шпаклевочные работы
  3. Просчитай и сэкономь

1 Грунтовка стен перед шпаклевкой – залог успешной работы

Каждый, кто решает сделать самостоятельно отделочные работы в доме, сталкивается с вопросом, что сначала: грунтовка или шпатлевка? Ответ однозначный – грунтовка. Какой бы материал не был у базовой поверхности – металл, бетон, дерево, гипсолит, – все будущие покрытия на нем должны прочно держаться. Для этого используется грунтовка, которая проникает глубоко в основу и делает сцепление со следующим покрытием лучше.

Грунтовка обладает свойствами сцепления и закрепления, поэтому она предотвращает повреждение основного слоя. Помимо этого, слой грунтовки способствует равномерному наложению и впитыванию краски, штукатурки, клея, шпаклевки и так далее. Как результат, качество финальной отделки становится намного выше. Примечание! Перед тем, как использовать грунтовку, необходимо подготовить поверхность.

Естественно, можно и не утруждать себя грунтовкой, но в этом случае качество ремонта будет намного ниже, и в дальнейшем штукатурка облупится, обои отстанут, а из-за влияния влаги на поверхности появятся трещины и пятна. Поэтому нанесение грунтовки рекомендуется, ведь она дает дополнительную гарантию качества.

Для обработки различных поверхностей используются и различные грунтовки. Необходимо учитывать тип покрытия, условия и особенности помещения, и способ последующей отделки. Их можно разделить на две группы: грунтовки для первичной обработки поверхности и составы для улучшения сцепления между материалами. Производятся они на алкидной, минеральной, акриловой и других основах.

2 Шпаклевочные работы

Даже толстые слоя грунтовки повторяют контуры поверхности. Поэтому, чтобы сделать ее ровной и подготовить к последующим работам, плоскость шпаклюют. Высохшая шпаклевка может легко шлифоваться, что позволяет добиться идеальной ровности поверхности. Вся современная шпаклевка является сухой смесью, которая заправляется водой или готовой к применению пастообразной смесью. Делятся они на выравнивающие и финишные.

Выравнивающие используются для «чернового», предварительного равнения поверхности. Наносятся они слоем в 0.5-2.5 миллиметра за один раз. Делается раствор пластичным, чтобы после высыхания не получилась усадка и растекание. Финишная шпаклевка необходима для устранения мелких дефектов, царапин, трещин. Наносится она обычно слоем не толще одного миллиметра. Очень тонкие слои называются суперфинишные.

Накладываются они толщиной в 0.1-0.2 миллиметра в несколько слоев с промежуточной сушкой. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы общая толщина слоев не превышала максимально допустимую толщину, иначе поверхность может дать трещину. Примечание! Максимальная допустимая толщина для каждой смеси своя, и указывается она на упаковке.

3 Просчитай и сэкономь

Грунтовочный и шпаклевочный материал не самый дорогой при отделочных работах, но все же стоит заранее просчитывать, какой класс смеси нужен и сколько ее потребуется для работ. Такой простой подсчет позволит уберечься от дополнительных затрат на и так не дешевый ремонт. Необходимо продумать весь ход работ, составить план и следовать ему. Это позволит избежать проблем, таких как нанесенная грунтовка после шпаклевки. Моменты, которые стоит учитывать:

  • Рассчитать площадь обрабатываемой поверхности;
  • Исходя из площади, вычислить количество необходимой грунтовки и шпаклевки (для этого необходимо читать инструкции на упаковке, где указан расход);
  • Обязательно принимать во внимание тип поверхности;
  • Учитывать степень необходимого равнения поверхности;
  • Покупать смеси с небольшим запасом.
Важно! Каждый материал имеет свою степень впитывания, поэтому при расчете необходимо учитывать этот момент.

Составляя план с учетом этих факторов, можно максимально обеспечить себе надежную и беспроблемную работу. Для более точного вычисления лучше посоветоваться с профессионалом или человеком, который имеет опыт подобных работ.

На видео - грунтовка и шпатлевка стен
Видео демонстрация грунтовки стен перед шпаклевкой
На фото - грунтовка стен перед шпаклевкой, scarboroughshoptalk.com

Грунтовка и шпатлевка

Количество слоев и выбор грунтовочных и шпатлевоч-ных материалов зависит от степени неровности поверхности потолка, которую определяют, используя отвес или уровень — прибор, внешне немного напоминающий линейку. Уровень имеет жидкий индикатор, работающий по принципу соединяющихся сосудов, который позволяет определить максимальные перепады высоты.

Если размер неровности меньше 3 мм, для лучшего схватывания материалов между собой (адгезии) рекомендуется использовать грунтовки глубокого проникновения, содержащие специальные противогрибковые добавки. Затем наносят шпатлевку для тонкого выравнивания поверхности и, при необходимости окрасить потолок, — краску.

Если перепад неровности не превышает нескольких миллиметров, выполняют так называемое «сырое» выравнивание потолка, используя растворы и смеси. Если перепады высоты довольно значительны, требуется так называемое «сухое» выравнивание, при котором применяются гипсокартонные плиты, декоративные панели, сухие отделочные материалы.

Если неровности потолочной плиты находятся в пределах 3—10 мм, рекомендуется наносить несколько (два-три) слоев грунтовки, чередуя их со слоями штукатурки и шпатлевки.

Перед грунтовкой сухую некрашеную поверхность потолка очищают от пыли, грязи и жирных пятен с помощью абразивных материалов (пескоструйной обработкой или абразивной бумагой). Потолок непосредственно перед грунтованием промывают водой с мылом или стиральным порошком, раствором аммиака или 3%-ным раствором соды, а затем чистой водой.

Тип грунтовки подбирается в зависимости от окрашивающего состава, причем грунтовка считается тем качественнее и долговечнее, чем глубже она проникает в толщу материала.

В некоторых случаях для полной подготовки потолка к завершающей отделке требуется нанести еще один слой грунтовки. Грунтовочный состав может потребоваться и для того, чтобы шпатлевка не «мелилась» и не осыпалась. В домашних условиях некоторые мастера даже выполняют такую грунтовку из подручных материалов — просто добавляя в шпатлевку клей ПВА или используя в качестве грунтовки ту краску, которой впоследствии предполагается окрасить потолок, но в менее концентрированном виде.

Состав готовится из расчета 4 части краски на 1 часть растворителя (какого именно — зависит от краски). Дополнительная грунтовка может быть выполнена и с помощью водорастворимой шпатлевки, сильно разведенной до состояния густого молока. Ее наносят на потолок с помощью малярного валика. Но для большей надежности специалисты все же рекомендуют воспользоваться специально разработанными грунтующими составами. Помимо того, что они глубоко проникают в покрытие и обеспечивают хорошую адгезию и снижение расхода заключительного отделочного материала, использование промышленных грунтовок позволяет легко подобрать совместимые материалы (в идеале — это использование целого комплекса отделочных материалов от одного производителя). Последний момент представляется достаточно важным: ведь в противном случае реакция двух несовместимых друг с другом составов может быть непредсказуемой и погубить результаты кропотливого труда, что, согласитесь, очень обидно.

Первый слой грунтовки рекомендуется наносить перпендикулярно направлению лучей света, падающих из окна. Затем накладывают грунтовку в параллельном лучам направлении.

Грунтовку необходимо наносить ровно, без потеков и следов кисти, плавными и сильными движениями, но без нажима на кисть, которая должна касаться поверхности только кончиками волоса. Кисть держат примерно под углом 70° и непрерывно поворачивают вокруг своей оси, чтобы она равномерно изнашивалась.

Последовательность нанесения слоев грунтовки на потолок: 1 — первый слой; 2 — второй слой; 3 — направление лучей света из окна

После первого грунтования желательно использовать штукатурку на гипсовой основе, а при неровностях (около 10 мм) — штукатурку на песчано-цементной основе. От доли содержащегося в штукатурке цемента зависит ее прочность и водостойкость: так, штукатурки из известково-цементного состава считаются более стойкими к воздействию воды, чем известковые.

Советы мастера

Для потолка в ванной комнате специалисты реко-мендуют использовать штукатурку «Бетонит ТТ». Это универсальная сухая смесь, из которой готовят рабочийраствор,смешиваяеесводойприпомощидре-ли с насадкой в соотношении 6л воды на Стандартную упаковку (пакет 25 кг).

Внимание/Нельзя добавлять воды больше, чем написано в инструкции, поскольку это сказывается на прочности смеси.

Перемешивать смесь вручную нежелательно. Делать это нужно строго по инструкции. Смешивать желательно в течение 1 минуты, затем раствор отстаивается 15 минут и еще раз перемешивается около 30 секунд. Через четыре часа после окончательного перемешивания «Бетонит ТТ» можно наносить на поверхность с помощью стального шпателя или методом напыления.

Поверхность потолка должна быть твердой, чистой, без пыли и масляных пятен. Очень сухую поверхность предварительно нужно увлажнить.

Штукатурку наносят слоем 2—7 мм. Более тонкие и более плотные слои наносить нежелательно. Если раствор накладывается в несколько слоев, необходимо дождаться полного высыхания каждого слоя (не меньше суток). Потом высохший слой нужно отшлифовать и, если надо, опять же увлажнить. Для выравнивания можно использовать штукатурки «Бетонит В» и «Бетонит Л». Толщина наносимого слоя этих материалов составляет 1—3 мм.

При необходимости штукатурку можно дополнительно укрепить армирующей сеткой из стеклоткани (стеклохолста), например, марки SAM50.

Материалом для арматурной сетки может также послужить полиэстер. Этот армирующий материал также хорошо подходит для шпатлевочных работ с последующей покраской поверхности — защищает от трещин, не боится влаги и не гниет, не содержит аллергенов.

И полиэстер, и стеклохолст наклеиваются при помощи специального клея (на основе ПВА), который наносится на оклеиваемую поверхность при помощи валика или кис -ти, и плотно прижимаются к этой поверхности. После приклеивания материал рекомендуется еще раз обработать клеем с внешней стороны.

После оштукатуривания на потолок накладывают второй слой грунтовки и после второго грунтования — выравнивающую шпатлевку.

Для выравнивания небольшого перепада высоты потолка (до 0,5 см) можно воспользоваться такими выравнивающими шпатлевками, как «Бетонит», «Глимс», «Кнауф», «Фугенфюллер».

Шпатлевка должна легко шлифоваться, а после высыхания — не рассыпаться.

Большинство масляных и клеевых шпатлевок отечественного производства необходимо наносить тонким слоем (чем толще слой, тем меньше его прочность ятем больше вероятность, что шпатлевка будет непрочно держаться на основании). Для увеличения прочности в шпатлевку иногда добавляют густотертую краску, однако здесь необходимо соблюдать меру: шпатлевка должна стать более пластичной, но не жидкой.

Чтобы увеличить пластичность шпатлевки можно использовать разные способы. Например, при использовании шпатлевок «Фугенфюллер» или «Бетонит» их смешивают с клеем ПВА, зашпатлеванную таким образом поверхность можно не грунтовать.

Шпатлевку при необходимости тоже можно укрепить; в данном случае используют так называемый «бандаж» — армирующую сетку. Бандаж применяют и втом случае, если на потолке есть значительный перепад высоты — более 2 см. В качестве армирующей сетки может быть использована серпянка — малярная сетка, напоминающая медицинский бинт. Чаще всего серпянку крепят с помощью клея ПВА, но можно использовать и другие клеящие составы или просто специальную самоклеящуюся серпянку. Для укрепления толстых слоев штукатурки (до 5 см) используется армирующая металлическая сетка, которую «пристреливают» к потолку специальными скобами, крючками или «гвоздиками» с широкими шляпками, после чего штукатурку выравнивают.

Обычно с помощью шпатлевки сглаживают перепады по высоте, не превышающие 5 см, однако сегодня существуют материалы и технологии, позволяющие устранять и большие перепады, — например, шпатлевка «Ротбанд».

Различают несколько разновидностей шпатлевки: она может предназначаться для внутренних или внешних работ, а также для влажных помещений.

Можно впоследствии нанести на высохшую шпатлевку слой краски или использовать специальную декоративную шпатлевку.

Из современных шпатлевок для сухих помещений можно порекомендовать материалы на клеевой основе, например «Бетонит КР» и «Бетонит JIP».

Используя материалы одной торговой марки, можно выполнить полную отделку потолка: например, сначала обработать поверхность штукатурками «Бетонит В», «Бетонит JI» или «Бетонит ТТ», а потом наложить шпатлевку «Бетонит ВХ», «Бетонит КР» или «Бетонит JIP».

Для выравнивания потолка в помещениях с повышенной влажностью рекомендуется использовать специальную водостойкую шпатлевку, например «ВАК-002В», или акрилатную шпатлевку повышенной прочности «ВАК-002ВА».

Для потолка в ванной комнате, подойдут универсальные шпатлевки, например «Бетонит ВХ».

Для отделки потолка, на котором укреплен гипсокар-тон, можно воспользоваться акрилатной шпатлевкой «ВАК-002 Гипрок».

Как для выравнивания поверхности потолка, так и для побелки можно использовать и «ВАК-002Ш» — тонкозернистый латексный шпакрил, обладающий адгезионными свойствами.

Для исправления небольших дефектов бетонных или оштукатуренных потолков в помещениях с повышенной влажностью подойдет водоразбавляемая акриловая шпатлевка, например средство «Натура Ипек» для внутренних работ, устойчивое к воздействию воды.

В качестве «финишной» шпатлевки, наносимой непосредственно перед окраской потолка, можно использовать масляную тонкозернистую шпатлевку «ВАК-002М», которая может применяться под любые краски, латексную ин-терьерную шпатлевку «ВАК-002» или синтетическую шпатлевку «ВАК-002С» (отличающуюся повышенным содержанием латекса). Эти материалы тонкозернисты, имеют небольшую усадку, хорошо поддаются шлифовке.

Для получения идеально ровной поверхности рекомендуется обработать поверхность потолка специальной мелкозернистой шпатлевкой, которая скрывает самые мелкие изъяны.

Мелкозернистые гипсовые шпатлевки могут быть серыми или белыми — выбор цвета шпатлевки может иметь значение для дальнейшей, окончательной отделки потолка, если нежелательно, чтобы ее цвет просвечивал через краску.

В зависимости от качества поверхности шпатлевание приходится выполнять от одного до трех раз. Шпатлевка наносится широким шпателем, но более тонким слоем, чем грунтовка. Шпатель держат двумя руками, придерживая лезвие, и наносят материал на потолок, слегка нажимая на лезвие.

Работа шпателем

Варьирование направления движений шпателем: 1 — прошпатлеванная поверхность; 2— шпатель; 3 — пропуски; 4— наплывы шпатлевки

Первому слою шпатлевки нужно дать высохнуть. Через несколько часов, когда шпатлевка подсохнет, потолокшли-фуется мелкой наждачной бумагой. Второй слой шпатлевки — окончательный — наносится нате места, где видны «раковины» или небольшие отклонения от горизонтали (1—2 мм). После высыхания второго слоя шпатлевки поверхность еще раз шкурится, после чего можно приступать непосредственно к окраске.

Под окраску пентафталевыми, полихлорвиниловыми или нитрокрасками хорошо подойдет масляно-клеевая шпатлевка, которая отличается от остальных шпатлевок более коротким временем высыхания, имеет превосходную эластичность и пластичность.

Неровности на поверхностях, покрытых красками на водной основе (акриловыми, акрилат-стирольными, вини-лакриловыми), после зачистки и удаления фрагментов старой отслаивающейся краски зашпатлевывают акриловой или какой-либо другой шпатлевкой, совместимой с вод-но-дисперсионными красками. Зашпатлеванную поверхность ошкуривают или обрабатывают проволочной щеткой или валиком и очищают от остатков абразивных материалов сжатым воздухом, сухой тряпкой. Если на поверхности при протирке ее тряпкой или бумагой остаются следы мела, то производят дополнительную грунтовку натуральной олифой, разведенной уайт-спиритом, либо во-доразбавляемой грунтовкой (акриловой, винилакриловой, акрилат-стирольной), совместимой с красками наводной основе (например, грунтовкой «Iris Grand»).

Советы мастера

В настоящее время на строительном рынке существует большой выбор шпатлевочных материалов от различных производителей. Наибольшей популярностью пользуются материалы немецких и финских фирм. Кроме прекрасного внешнего вида, который обретет потолок на долгий срок, материалы немецких и финских промышленников требуют меньшего расхода по сравнению с продукцией некоторых других изготовителей. Обычно шпатлевочный материал представляет собой порошок белого цвета. Для получения рабочего раствора его необходимо развести водой, чтобы получить густую мягкую массу.

Затем (при необходимости) грунтуют потолок в третий раз и выполняют окончательную отделку (окраску).

В случае, когда шероховатостей на потолке немного (неровность средней степени), можно использовать грунтовку немецкого производства «Тиффинг-грунт LF». Адля работы со старой (и даже плохо очищенной) потолочной поверхностью, ранее неоднократно подвергавшейся окраске, те же производители предлагают грунтовку «Универсал Тиффинг-грунт LH», которая впитывается глубже.

Какую грунтовку выбрать - практика - монолит - акриловые грунтовки глубокого проникновения

Грунтовки под цементно-песчаные растворы.

  • Подготовка плотных оснований под цементно-песчаные растворы
  • Подготовка сильно впитывающих оснований под цементно- песчаные растворы
Грунтовки под шпатлёвку

Грунтовки под декоративную отделку, покраску

Грунтовки под цементно-песчаные растворы, штукатурки.

Рис. Чтобы штукатурка или плиточный клей не отслаивались, поверхность необходимо предварительно обработать грунтом

Если поверхность не загрунтована, то нанесённая на неё штукатурка или плиточный клей, со временем могут отслаиваться. Цель грунтования поверхности перед нанесением цементно-песчаных растворов и штукатурок - обеспечить лучшее сцепление последующих слоёв с основанием.

Подготовка плотных оснований под цементно-песчаные растворы

Плотные гладкие поверхности обладают слишком слабым «сцепливающим» свойством (железобетонные стены, плиты перекрытия, окрашенные ранее поверхности). Процесс нанесение штукатурного слоя на такие поверхности, без её предварительной подготовки, может оказаться очень трудоёмким, а иногда безрезультатным.

Для подготовки под высококачественную отделку особо плотных, неабсорбирующих поверхностей, используют грунтовку «Бетоноконтакт». Грунтовка «Бетоноконтакт» представляет собой полимерную дисперсию с кварцевым песком.

Рис. Грунтовку «Бетоноконтакт» применяют для предварительной обработки плотных, гладких оснований (монолитный бетон, бетонные потолки и т.д.) перед нанесением штукатурок, или плиточного клея.

Рис. Грунтовку «Бетоноконтакт» активно используют для обработки перед шпатлеванием старых плотных покрытий, которые не поддаются полному удалению (масляные, алкидные, акриловые краски и т.п.).

После нанесения грунтовки «Бетоноконтакт» на гладкой поверхности образуется шероховатый, напоминающий крупную наждачную бумагу, слой, обладающий высоким сцеплением с цементно-песчаными растворами, гипсовыми штукатурками и смесями.

Главная задача таких грунтовок - повышение адгезионных свойств поверхности. Т.о грунтовки «Бетоноконтакт» придают шероховатость гладким поверхностям, увеличивая адгезию наносимых в дальнейшем материалов.

Штукатурку или плиточный клей следует укладывать на загрунтованную поверхность только после полного высыхания грунта. Лучше это делать сразу после высыхания, чтобы избежать оседания на поверхность основания строительной пыли. Обычно время высыхания грунтовок «Бетоноконтакт» составляет от 3-х до 6 часов.

Подготовка сильно впитывающих оснований под цементно-песчаные растворы

Старые, сыпучие и сильно впитывающие минеральные основания, следует грунтовать самым основательным образом, чтобы слой, укрепленный грунтовкой, был как можно толще.

Для рыхлых и пористых оснований (старая рыхлая штукатурка, пенобетон, гипсовые блоки и т.п.) рекомендуется использовать специальную грунтовку МОНОЛИТ с высокой проникающей способностью. Такая грунтовка значительно увеличивает прочность обрабатываемого слоя.

Перед грунтованием поверхность следует высушить и очистить от пыли, загрязнений, и других веществ которые препятствуют проникновению материала вглубь основания (в т. ч. жиры, масло, воск, битум и т.д.). Легко отслаивающиеся слои необходимо полностью удалить механическим путем.

Следует учитывать, что пористая поверхность обладает повышенной впитывающей способностью. Для таких поверхностей оптимально применение грунтовок глубокого проникновения. Они проникают в основания, укрепляют их на максимально возможную глубину, улучшая при этом адгезионные свойства поверхности.

Проникающая грунтовка впитывается рыхлым основанием, практически не оставляет следов на поверхности после нанесения.

Грунтовки под шпатлёвку

Неправильная шпатлёвка поверхностей может испортить все предшествующие старания по декоративной отделке.

Шпатлёвание - дело тонкое. Поэтому чтобы шпатлёвка в дальнейшем не отслаивалась, при нанесении шпатлёвки следует действовать по определённым правилам:

  • На момент начала шпатлевания поверхность должна быть сухой, чистой, без маслянистых пятен. Перед нанесение шпатлёвок поверхность обязательно сначала обрабатывают грунтовкой.
  • К шпатлеванию стен приступают только после того, как слой грунта подсохнет. Время полного высыхания загрунтованной поверхности при t +25°C и влажности 65% может доходить до 3 - 6 часов.
  • Сильно впитывающие пористые поверхности перед шпатлеванием необходимо загрунтовать грунтовкой глубокого проникновения.
  • Для грунтования гипсокартона лучше применять специальную грунтовку целевого назначения - грунтовку для гипсокартона.
  • Для грунтования под шпатлёвку кирпичных, бетонных и прочных оштукатуренных поверхностей, можно использовать универсальные грунтовки.

При выравнивании поверхностей с большими неровностями и перепадами, часто приходится наносить не менее 3 слоев шпатлевки. Каждый последующий слой рекомендуется только после полного высыхания предыдущего! Время высыхания слоя шпатлёвки толщиной 3 мм при комнатной температуре обычно от 6 до 10 часов в зависимости от основания. В процессе высыхания шпатлевки не рекомендуется использовать принудительную сушку зашпатлеванной поверхности. Перед нанесением каждого последующего слоя шпатлёвки, предыдущий слой необходимо загрунтовать и высушить. Для грунтования зашпатлёванных поверхностей применяют универсальные грунтовки.

Грунтовки под декоративную отделку, покраску

Выровненные шпатлевкой оштукатуренные поверхности или поверхности железобетонных панелей тщательно очищают от пыли и грязи, а затем грунтуют под окраску, приклеивание обоев, либо нанесение декоративных штукатурок. Задача грунтовок для подготовки поверхностей под декоративную отделку или покраску сводится к обеспыливанию поверхности и выравниванию их впитывающей способности.

При простой окраске поверхность можно грунтовать один раз. Если пористость поверхности настолько значительна, что одного грунтования бывает недостаточно, то обработку поверхности грунтовкой повторяют. При улучшенной и высококачественной окраске поверхности грунтуют за два-три раза, причем в последнюю грунтовку для подцветки можно добавлять ту же краску, которой будут окрашивать поверхность, или грунтуют этой же краской, разжиженной связующим или разбавителем. Очень важно, чтобы краска и грунтовка были совместимы.

В зависимости от материала, который будет использован при окраске, применяют различные грунтовки: под клеевые и известковые краски - различные составы мыловара, под масляные краски - проолифку; под все виды краски - синтетические грунтовки на основе поливинилацетатной дисперсии или латексов.

Для некоторых красок, эмалей существуют специальные грунтовки, в основу которых входят те же связующие, что и в состав этих красок или эмалей. Для грунтования поверхностей перед нанесением большинства декоративных покрытий наилучшим образом подходят универсальная адгезионная грунтовка, или универсальная экономичная грунтовка.

Обработка поверхности такими грунтовками обеспечит равномерное нанесение последующих отделочных материалов: красок, клеев, мастик, декоративных штукатурок и др. Содержание в этих грунтовка антисептиков в дальнейшем препятствует появлению и развитию «плесени» на декоративных покрытиях.

Шпатлевание, грунтование, покраска

МАТЕРИАЛЫ

Среди всего богатства выбора я остановился на материалах фирмы SOLID. Этот производитель идеально сочетает в себе цену и качество. Здесь я привожу описание видов шпатлевок и область их применения.

Итак, шпатлевка Glas, со стекловолокном, характеризуется высокой механической прочностью, в связи с чем рекомендуется для заполнения глубоких неровностей. Длина волокон в ней не очень большая - около 1-1,5 см. Это позволяет вымешивать ее так же, как и все остальные виды шпатлевок, а именно - рубящими движениями, стараясь выдавить из массы воздух. Шпатлевка очень прочная, благодаря чему позволяет заделывать даже небольшие очаги сквозной коррозии. Однако на больших поверхностях, где металл "играет" (например, крыша автомобиля) использовать этот вид шпатлевки не стоит, ведь она абсолютно неэластична. Оптимальные места использования - стойки кузова пороги, арки и другие детали низа автомобиля.

Alu - шпаклевочная масса с частицами алюминия - достаточно универсальный продукт. Благодаря своей очень мелкой структуре (пожалуй, одна из самых мелкозернистых шпатлевок), способна заполнять даже очень мелкие царапины. При этом риск образования сколов в местах перехода от шпаклеванной поверхности к нешпаклеванной минимален. Вместе с тем, характеризуется высокой механической прочностью. Особенно рекомендована для работ на горизонтальных поверхностях, подвергающихся температурным воздействиям (например, капот автомобиля): благодаря большому содержанию алюминия, она имеет коэффициент температурного расширения, близкий к аналогичному показателю металла. Это позволяет избежать образования трещин и отслоения в местах шпаклевания. Шпатлевка наименее подверженная усадке: наполнитель в виде алюминиевой пудры неспособен напитать большое количество растворителя.

Облегченная шпатлевка Leicht на 30% легче обычных шпаклевочных масс. Исходя из этого, может быть рекомендована для ремонта тех элементов, где объем работ высок, а увеличение веса детали не должно быть ощутимым. Достаточно крупное зерно наполнителя представляет собой микрогранулы стекла, полые микрошарики. Это и обеспечивает ее низкий удельный вес.

Full - наполнительная шпаклевочная масса. Основной продукт, применяемый в ремонте автомобильного транспорта. Среднезернистая, с прекрасными наполнительными свойствами. Используется для так называемого "сплошного" шпаклевания. Позволяет качественно выводить плоскость элемента с помощью рубанка.

Универсальная шпатлевка Multi получила свое название из-за способности обеспечивать нормальную адгезию к разным типам поверхностей, включая алюминиевые, стальные, оцинкованные, гальванизированные. Мелкозернистая может использоваться в качестве доводочной шпатлевки.

Шпатлевка Fein - доводочная. Мелкозернистая, обладает кремовой консистенцией. Благодаря этому не оставляет пор и рекомендуется для заполнения мелких дефектов поверхности: небольших царапин, шлифовальных рисок, пор. Является отделочной шпатлевкой при предварительном нанесении наполнительных: Glas, Full, Leicht.

Flex - шпатлевка с пластификатором. В основе - смесь смол с измельченными частицами резины и пластмассы. Связи очень эластичные, как бы "опоясанные" смолой. Применяется для работ по пластмассовым деталям, в основном – бамперам автомобилей. Обладает исключительной эластичностью и адгезией к пластиковым поверхностям.

Наждачка

Шлифовальную бумагу я использую фирмы SIA. Во-первых, она более стойкая к износу, во-вторых, эта компания предлагает большой выбор различных абразивов практически под любой инструмент.

Краска

Краску для покраски дорогих машин я приобретаю у фирмы R-M ® хоть и дорогая, но она того стоит.

Для покраски более дешевых машин подойдет KOLOMIX, SАDOLIN и т.д.

ШПАТЛЕВКА

Итак, начнем. Первое что надо сделать это удалить ржавчину. Для этого места, где есть ржавчина надо зачистить "болгаркой" и обработать антикором (ортофосфорной кислотой). Если машина проржавела до дыр, то вам не обойтись без сварки. Хотя можно "завалить" шпатлевкой, но это не надолго, так что на этом останавливаться не буду.

Далее, если это необходимо, надо отрихтовать битые элементы. Отрихтовать нужно как можно более приближенно к начальной форме, что бы слой шпатлевки не превышал 10-15мм. (это максимум). После того как антикор закончил свою работу (от 30мин. до 1 суток в зависимости от применяемого средства) обработанные места надо промыть водой (хотя некоторые препараты, такие как "АНКОР-1", не требуют смывания).

Далее места, на которые будет ложиться шпатлевка надо тщательно зачистить наждачкой (P80). Шлифовальное зерно именно такого размера обеспечивает, во-первых, хорошее сцепление слоя шпатлевки с поверхностью, а во вторых, исключает усадку шпатлевки, т.е. не позволяет проявиться шлифовальным рискам сквозь слои покрытий.

Однако слепое следование этой рекомендации в некоторых случаях может оказать плохую услугу. К этим случаям можно отнести, например, удаление небольшой царапины. Применяя при этом мелкозернистую шпатлевку, необходимо использовать для подготовки бумагу более мелкой градации (например, Р150). Ведь слой шпатлевки будет небольшим, а значит, риск его усадки возрастает. Кроме того, небольшой слой шпатлевки будет удерживаться на поверхности, "цепляясь" за небольшие риски, и работа грубой наждачкой (такой, как Р80) здесь неуместна.

Примерно те же рассуждения касаются и случаев не сплошного шпаклевания детали (а это примерно 99% случаев шпаклевочных работ). Здесь следует помнить, что достаточно толстый слой шпатлевки накладывается лишь в средине дефекта, а чем ближе к краям шпаклеванного места, тем слой шпатлевки тоньше. Именно поэтому периферийные зоны следует обрабатывать шлифовальной бумагой градации Р150.

Далее места шпаклевания надо обезжирить при помощи обезжиривателя или силиконовой смывки, в крайнем случае, растворителем.

Нанесение слоя антикоррозийного грунта - операция, в подавляющем количестве случаев мастерами игнорируемая. Между тем, есть виды работ, в которых без слоя грунта не обойтись.

Прежде всего, следует помнить о том, что в процессе ремонтной окраски автомобиля мы стремимся повторить конвейерную технологию окраски с максимально возможной при этом защитой металла. При этом гораздо большой слой покрытий (из-за применения шпаклевочных масс) должен обладать достаточной адгезией (цепкостью). Таким образом, мы выделили две основные причины, по которым необходимо применение первичного (антикоррозийного) грунта:

1) достижение максимальной антикоррозийной защиты.

2) получение высокой адгезии к основанию наносимых в последствии слоев.

Еще есть виды работ, применение в которых антикоррозийного грунта является обязательным. К ним относятся работы на оцинкованных или алюминиевых поверхностях. Дело в том, что только специальные виды шпатлевок имеют сравнительно высокую адгезию к указанным видам металлов. В месте с тем, не все виды работ могут быть выполнены этими шпатлевками. Так, большие неровности рекомендуется заполнять шпатлевкой со стекловолокном, но она не имеет хорошей адгезии к алюминию. Выход здесь может быть один: на металл наноситься слой грунта, а на грунт - любой вид шпатлевки.

Теперь берем шпаклевку, добавляем отвердитель и тщательно перемешиваем. Разводить надо столько шпатлевки, сколько вы израсходуете за один раз. Если вы разведете сразу всю банку, то через 15мин вы ее выкинете и поедете за новой банкой. После того как вы тщательно перемешали шпатлевку, наносите ее на машину с помощью шпателей, и ждете пока она высохнет (от 10 до 30 мин.).

На те места, где слой будет превышать 3 мм лучше сначала нанести шпатлевку со стекловолокном. После того как шпатлевка высохла ее надо ее зачистить с помощью деревянного бруска (или специальной колодки) и наждачки.

Не пытайтесь за один раз вывести неровность, это редко получается даже у супер-профи. Шпаклевать одно и тоже место придется несколько раз до тех пор, пока оно не станет ровным и не будет на нем даже маленьких ямок и сколов, а переход между шпатлевкой и поверхностью должен быть размытым и неощутимым. Зачищать шпатлевку надо наждачкой Р80, а последний слой Р120 или Р150 используется наждачка "на сухую".

Вот несколько рекомендаций по нанесению шпатлевки:

1. Тщательно вымешивайте шпатлевку с отвердителем. Плохо размешанный отвердитель, который не вступит в реакцию со смолой, обязательно проявится сквозь все слои покрытия и образует на покровной эмали рыжевато-красные пятна.

2. В зависимости от окружающей температуры процент добавления отвердителя меняется от 1,5% при высоких температурах до 3% при низких. Чрезмерное добавление отвердителя приведет к тем же дефектам, что и в п.1.

3. Емкость со шпатлевкой должна быть плотно закрыта, чтобы из нее не испарялся растворитель, иначе шпатлевка будет менее эластичной при нанесении.

4. При устранении больших дефектов лучше нанести несколько тонких слоев, чем один толстый. Толстый слой может оказаться недостаточно плотным, в нем может находиться большое количество пузырьков воздуха. При шлифовании они превратятся в кратеры, требующие заделки мелкозернистой шпатлевкой либо останутся внутри слоя и смогут вызвать дефекты покрытия позже.

5. Между последовательно наносимыми слоями шпатлевки необходимо выдержать интервал времени от 15 минут до 1 часа. В течение этого времени слой шпатлевки еще будет оставаться способным принять последующий слой без предварительного шлифования.

6. Шпатлевку Alu следует вымешивать особенно тщательно: тяжелые частицы алюминия могут осесть в глубину слоя, а на поверхности останется несвязанная с отвердителем смола.

7. Для крыши, капота, дверей и других элементов кузова, где отмечается вибрация, наиболее предпочтительной является шпатлевка Alu.

8. Шпатлевка Glas, наоборот, должна использоваться на тех элементах кузова, где вибрация отсутствует (например, пороги). В противном случае толщина ее слоя и неэластичность структуры могут вызвать дефекты ремонтированной поверхности.

9. Если с момента нанесения шпатлевки Glas пройдет более 12 часов, то шлифовать ее станет намного сложнее. Вызвано это тем, что в ее состав входит только стекловолокно, и нет ни одного наполнителя, облегчающего шлифование. Вывод: к шлифованию этой шпатлевки лучше приступать в тот же день.

10. При использовании крупнозернистых шпатлевок (Glas, Full, Leicht) желательно в качестве последнего слоя нанести мелкозернистую (например, Fein). Это не только обеспечит более высокое качество получаемого покрытия, но и уменьшит расход грунта-порозаполнителя, сократит время его сушки и общие затраты на ремонт.

11. При использовании шпатлевки Flex обязательно сошлифуйте старое лакокрасочное покрытие бампера в месте шпаклевания.

После того как машина зашпаклевана, ее надо загрунтовать.

ГРУНТОВКА

Для чего применяется процесс грунтования и нужен ли он? Дело в том, что после шпаклевания вся ремонтируемая поверхность состоит из большого числа переходов одного материала в другой: полиэфирной шпатлевки в метал, метал - в старое лакокрасочное покрытие и т.д. Кроме того, шпатлевка, какой бы качественной она ни была, может иметь большое количество пор, незаметных глазу.

Равномерным слоем нанесенная на такую поверхность автоэмаль взаимодействует с неоднородной подложкой по-разному. процесс реагирования растворителей и смолы краски в зашпаклеванных местах идет более интенсивно, чем на поверхности старого лакокрасочного покрытия. Участки открытого металла полностью инертны к покровной эмали и не создают с ней необходимой адгезии. Поры на шпатлевке проявляются в виде кратеров. Все границы переходов одних материалов в другие явно выражены и несколько приподняты, причиной чего является большое количество растворителя, попавшего под края этих слоев. Процесс высыхания и отвердения краски идет на окрашенном кузовном элементе неравномерно, выявляя оригинальный, замысловатый, с эстетической точки зрения даже красивый рельеф, но абсолютно не приемлемый к эксплуатации.

Перед тем как нанести грунт-наполнитель надо машину "замыть". Для этого берем наждачку "на мокрую" Р400 и с водой зачищаете всю машину до тех пор, пока она не станет матовой, так же можно "замыть" и без применения воды для чего надо взять наждачку Р240 "на сухую".

После того как машина высохнет (я надеюсь, вы догадаетесь ее помыть) ее надо обклеить, т.е. заклеить при помощи бумаги и малярной ленты (в крайнем случае, скотча) те места, которые не будут красится (стекла, фары, ручки и т.д.).

Когда машина заклеена, можно приступать к грунтовке. Для этого вам понадобится компрессор и пульверизатор. Разведите грунтовку, установите компрессор на давление 3 атм. и в несколько слоев (давая грунту подсохнуть между слоями) начинаете грунтовать те места, которые вы шпаклевали. После грунтовки на грунт надо положить проявку, т.е. нанести с пульверизатора пылью немного краски контрастного цвета. Теперь надо подождать пока грунт высохнет и просядет. Это около 1-2 дня.

После того как грунт высох его надо опять замыть (о как это "любят" маляра). Для этого берем наждачку "на мокрую" Р600 или Р320 "на сухую", зачищаем грунт до тех пор, пока не исчезнет краска, которой давали проявку и не забудьте пробежаться по всей машине. Если вы будете красить машину в металик, то надо еще раз пройтись наждачкой Р800.

ПОКРАСКА

Вот мы и подошли к самому ответственному моменту. Здесь я опишу сам процесс покраски акриловой краской. Покраску в металик, без малейшего опыта в покраске, произвести практически не возможно по этому этот процесс я опущу.

Перед покраской машину надо как следует вымыть и выдуть всю пыль из проемов, багажника из-под капота и т.д. Теперь надо машину заново обклеить (как и перед грунтовкой). Производить покраску следует пульверизатором для окраски металлоизделий. Можно купить самый дешевый в нашем городе более-менее приемлемый пульвер стоит 17$. Перед тем как красить надо машину обезжирить. Лучше всего специальным обезжиривателем или силиконовой смывкой, но пойдет и 646 растворитель. Дальше надо развести краску, примерно на 2 части краски 1 часть растворителя. При опускании в краску проволоки краска должна с нее стекать тонкой струйкой, почти капать (но не капать). Лучше всего использовать 647 растворитель, но пойдет любой 646, 647, 648. Чем выше число, тем он жирнее и тем больше шансов наделать подтеков, так что я рекомендую использовать 646, на качество это не повлияет.

Красится машина в три слоя минимум при давлении 3-4 атм. Промежуток между слоями 15-30мин. Первый слой самый тонкий практически ничего не перекрывает. Далее я советую закрасить те места, где лежит грунт (не забывайте давать краске подсохнуть, иначе она потечет). Второй слой ложится уже хорошо. И, наконец, последний слой или так называемый на блеск. Этим слоем вы должны положить краску так, что бы она лежала равномерно и не было полос, красить надо последовательно, если вы вернетесь подкрасить матовую полосу чуть позже вы не чего не сможете сделать. Не старайтесь навести блеск идеально, можете наделать подтеков. Добиться блеска можно и с помощью полировки. Главное чтоб не было просветов и непрокрашенных мест. И последнее: начинать красить нужно с крыши потом капот, багажник, бока.

Теперь еще пару советов:

Размер окрасочного факела.

Любые операции и процессы преследуют цель минимальных временных затрат. Ну... почти все процессы. Технологические, по крайней мере. Потому, чем шире и равномернее факел у пульверизатора, тем меньшее число проходов можно сделать маляру при окраске кузовного элемента, тем равномернее будет распределение распыляемого продукта по поверхности.

В частных случаях, например, при частичных ремонтах, подкраске, прокраске арок колес, контуров элементов оклеенного автомобиля, каких-либо мелких деталей регулировка факела, давление на входе, подача краски осуществляется, конечно, по желанию маляра и исходя из необходимости. Но, в общем, и целом повторяем: окрасочный факел должен быть максимальным. Для этого следует полностью открыть вентиль регулировки величины факела.

Подача краски.

Если говорить об окраске кузовных элементов, значительных поверхностях, то рекомендуется подачу краски открывать почти полностью. Максимальный расход краски происходит при 3-4 оборотах регулировки подачи материала на большинстве пульверизаторов, когда сопло краскопульта максимально открыто. Но для новичков лучше красить при небольшой подаче т.к. вероятность подтеков возникает прямо пропорционально подаче краски.

Расстояние до окрашиваемой поверхности.

Для пистолетов с высоким давлением распыления на выходе это расстояние должно быть не менее 20-25 см. Дело в том, что большим давлением создается факел «треугольной» формы и сравнительно широким он может стать лишь на приличном удалении от распылительной головки пистолета. К тому же высокое давление обеспечивает большую скорость частиц краски в факеле, а значит, при небольшом расстоянии до объекта окраски очень большими будут потери ЛКМ при распылении. Для современных пистолетов характерны меньшие давления распыления, другая форма факела и, соответственно, меньшие расстояния до окрашиваемой поверхности.

Скорость движения краскопульта.

Средняя скорость перемещения пульверизатора вдоль окрашиваемой поверхности обычно составляет 40-50 см в секунду. То есть один проход при окраске кузовного элемента от края до края занимает около 2 секунд. Начинающим малярам можно рекомендовать в шутку музыкальные «и раз, и два». Указанная величина носит рекомендательный характер и вполне допускает некоторые отклонения. Вообще, хочется сказать, что скорость движения краскопульта должна обеспечивать необходимую толщину покрытия при определенных: - размере окрасочного факела; - степени его перекрытия при последовательных проходах; - производительности краскопульта (подаче краски и размере сопла); - расстоянии до окрашиваемой поверхности.

Другими словами, все приведенные выше технологические параметры нанесения ЛКМ вступают здесь во взаимосвязь. Можно, например, быстро вести пульверизатор вдоль окрашиваемой поверхности с большой подачей краски или медленно с малой и получить одинаковое по всем параметрам покрытие. Или, не меняя подачи материала, можно красить, быстро перемещая пульверизатор с большим перекрытием факела или медленно с малым перекрытием - результаты окраски будут схожи. Каждому мастеру присуща своя индивидуальная методика нанесения краски, которая может в каких-то деталях быть отличная от стандарта, описанного мной.