Грунтовка под масляную окраску

29 октября 2013 г.
Отделочные материалы

Проолифка и грунтовка под масляную окраску. недвижимость украины

Дата: 09 декабря 2011 Автор: Прототип

Может Вас заинтересуют эти публикации:
    Окрашивание масляными краскамиЭтими красками окрашивают стены, полы, двери, переплеты, кровли, плинтусы, мебель и т. д. Хорошо приготовленная и нанесенная краска после высыхания имеет блестящую поверхность. По мере разрушения краски блеск постепенно теряется, краска начинает давать трещины. Выполняя работу, следует помнить, что правильное и прочное окрашивание масляными и тому подобными красками производится за два-триШпаклевкиНе всегда поверхности, подвергаемые окраске, бы-вают гладкими. Поэтому их необходимо исправить шпаклевкой. При высококачественной окраске приходится выполнять шпаклевку за два-три раза. Одни шпаклевки применяют под клеевые, другие под масляные окраски. Приготовляют их по разным рецептам. Мел для масляных и лаковых шпаклевок должен быть сухим, что повышает их качество. Шпаклевки под клеевые окраски РецептЭмульсионные составыЭти составы являются промежуточными между клеевыми и масляными красками. Они много прочнее клеевых, но и много слабее масляных. В основном они заменяют масляные составы при выполнении окраски внутри помещений и для удешевления стоимости краски и экономии олифы. При окрашивании масляными красками внутри помещения часть олифы можно заменять более дешевыми разбавителями,Приготовление грунтовок, подмазок, шпаклевок, окрасочных составовКачество окраски зависит не только от того, как выполняется работа, но и как приготовлены всевозможные составы, применяемые для работы. Приступая к работе, следует внимательно отнестись к приготовлению различных составов, применяемых при клеевых, известковых, масляных и других окрасках. Грунтовки Грунтовки или огрунтовочные составы применяют для того, чтобы до окраски покрыть ими поверхности. Высыхая, грунтовкаОкрасочные составыОкрасочные составы, краски или колеры — одно и то же. Приготовляют их по различным рецептам, соблюдая при этом строгую технологическую последовательность. Лучше всего приготовлять колеры из заранее просеянных через частое сито материалов. Весьма желательно процеживать и приготовленный колер. Сухие пигменты вводить нежелательно, а лучше всего приготовлять из них пасту сметанообразнойМатериалы для стекольных работСтекло листовое бывает различной толщины — от 2 до 6 мм, ширины — от 400 до 1600 мм и длины — от 400 до 2200 мм. Для остекления переплетов в жилых помещениях чаще всего применяют стекло толщиной 2, 2,5 и 3 мм. Размеры его соответственно бывают от 400 X 400Масляная краскаКомбинированные олифы марок К3, К5 предназначены ради производства красок ради наружных и внутренних работ. Комбинированные олифы марок К2, К4, К12, К11, ради красок, применяемых только ради внутренних работ. Олифа "Оксоль В" применяют ради разведения вплоть до рабочей вязкости густотертых масляных красок ПВ только ради внутренних работ. ЛМС (олифа полимеризованная) является

Огрунтовочные составы

Лакокрасочные материалы. Классификация и маркировка

Прежде чем приступить к побелке и окраске, поверхность необходимо подготовить — прогрунтовать, чтобы обеспечить равномерное впитывание краски и лучшее ее сцепление. Грунтовка, как уже говорилось, — это лакокрасочный связующий материал, наносимый на выровненную поверхность первым слоем и обладающий меньшей вязкостью, чем окрасочные составы (пленки). В грунтовке может содержаться небольшое количество пигмента. Если окрасочный состав наносится непосредственно на грунтовку, то в качестве нее целесообразно использовать этот же окрасочный состав, но разжиженный разбавителем. Большинство грунтовок имеет конкретное назначение: под клеевую, известковую или под масляную окраску. Существуют и универсальные грунтовки.

Грунтовка под известковую окраску. 1. На 10 л состава берут 2,5 кг жирного известкового теста, 100 г поваренной соли. В 5 л холодной воды тщательно размешивают известковое тесто. Соль растворяют в 2 л горячей воды. Раствор соли вливают тонкой струйкой в разведенное известковое тесто, хорошенько перемешивают и разбавляют водой до 10 л. Приготовленный состав надо процедить через сито с отверстиями не более 1х1 мм. 2. Лучшие по качеству грунтовки готовятся на извести — кипелке или известковом тесте с добавлением мыла и олифы. Такие грунтовки называются «мыловаром». Мыловар можно использовать как под известковые, так и под клеевые краски. Готовят мыловар так: 200 г 40%-ного хозяйственного мыла нарезают мелкими стружками, растворяют в 2—3 л кипящей воды, после чего в раствор при энергичном помешивании вливают олифу «Оксоль» (0,03—0,1 кг). Мыльно-масляный раствор медленно вливают в гасящуюся в 5 л воды известь (2 кг) или известковое тесто и как следует перемешивают до получения однородной массы. После этого смесь разбавляют холодной водой до 10 л и процеживают через сито. Правильно приготовленная грунтовка не содержит на поверхности капель олифы. Если грунтовка-мыловар будет применяться под клеевую краску, в нее необходимо добавить щелочестойкие пигменты. Грунтовка-мыловар на известковом тесте приготавливается по такому рецепту: 2—3 кг известкового теста, 200 г хозяйственного мыла (40%-ного), 100 г олифы; мыло растворяют в 2—3 л кипящей воды; в эту мыльную воду добавляют, тщательно перемешивая, олифу; полученную смесь вливают в известковое тесто, тщательно перемешивают, разбавляют водой до 10 л и процеживают сквозь сито. Для грунтовки сильно закопченных (пожелтелых) поверхностей грунт-мыловар готовится по любому из приведенных выше рецептов, но увеличивают количество хозяйственного мыла до 400 г, а олифы — до 300-400 г на 10 л состава.

Грунтовка под клеевую и эмульсионно-клеевую окраску (купоросная). Состав 1. Медный купорос (0,2—0,25 кг) растворяют в эмалированной или деревянной посуде в 3 л горячей воды. В клееварке в 2 л воды растворяют предварительно замоченный и набухший костный (столярный) клей (0,2 кг сухого) и вливают в него растворенное в отдельной посуде хозяйственное 40%-ное мыло (250 г). В горячий мыльно-клеевой раствор при интенсивном перемешивании вливают олифу «Оксоль» в количестве 20—30 г. В полученную эмульсию, постоянно перемешивая, тонкой струйкой вливают слой медного купороса, засыпают мел (2—3 кг) и доводят водой до 10 л. В результате получается однородная зелено-голубоватая суспензия, которую процеживают через сито и используют в горячем виде (при температуре +50—60 °С). Грунтовку нельзя готовить и хранить в металлической посуде, так как она способна приводить к коррозии. Для смягчения грунтовки и повышения ее способности к нанесению в нее добавляется мел, который вводится осторожно, так как горячий раствор может вспениться. Олифа улучшает эластичность грунтовки. И еще следует помнить: нарушать приведенную последовательность операций приготовления грунтовки надопустимо. Состав 2. Эта грунтовка для клеевой и эмульсионной окраски наносится на стену или потолок в два приема. Вначале поверхность обрабатывают купоросной травянкой, имеющей следующий состав: а) для старой штукатурки — 500 г медного купороса и 250 г столярного клея на ведро воды; б) для новой штукатурки — 400 г медного купороса и 250 г столярного клея также на ведро воды. Предварительно измельченный медный купорос растворяется в горячей воде, и в него добавляется отдельно сваренный клей.

Купоросная травянка обеспечивает ровное покрытие и долговечность покраски. Она наносится на поверхность маховой кистью вертикальными взмахами. Второе покрытие производится грунтовкой, состоящей из 700 г медного купороса, 300 г хозяйственного мыла, 200 г столярного клея и 100 г натуральной олифы на одно ведро воды (для новой штукатурки количество купороса равно 500 г). Купоросную грунтовку хранят в деревянной или глиняной посуде. Мел в количестве 2,5 кг на ведро добавляется только перед употреблением, в противном случае грунт через сутки потеряет свои качества. Засыпается мел в холодную смесь купороса, клея, мыла и олифы, которую готовят так: в посуду наливают 1 л воды, добавляют мелко растолченный клей и настроганное мыло. После этого всю массу кипятят до полного растворения. Затем при интенсивном перемешивании добавляют тонкой струйкой олифу. Полученную смесь сливают в растворенный купорос. При нанесении грунта на стену (горизонтальными полосами) его необходимо постоянно перемешивать, чтобы грунт не оседал на дно.

Масляные грунтовочные составы подразделяются на подкрашенные пигментами олифы, используемые для первого грунтования (проолифки) поверхностей, и на жидко разведенные масляные краски, используемые для грунтования прошпатлеванных поверхностей. Чистая (без пигментов) олифа применяется для бесцветной грунтовки хорошо впитывающей древесины (сосны) или гипсовой штукатурки. Применяется также олифа, разбавленная эталонным бензином и скипидаром либо их заменителями. Такой олифой грунтуют менее пористые материалы — дуб или известковую штукатурку. Цветная грунтовка представляет собой первичную покраску масляными красками, разбавленными скипидаром, уайт-спиритом, олифой. Такая грунтовка олифой или разбавленными красками обязательна при окраске чистой пористой древесины или штукатурки. Пигмента или краски (охры, сурика, мумиё) берут до 10% от веса олифы и все тщательно перемешивают. Чтобы олифа лучше и глубже проникала в деревянные и оштукатуренные поверхности, ее подогревают, добавляют пигменты и олифят 1—2 раза до полного заполнения пор. После высыхания первого слоя олифят второй раз. Под масляную краску чаще олифят один раз, нанося грунтовку тонким слоем без пропусков и потеков.

Состав для проолифки: 1 кг олифы, 50-100 г сухого пигмента или тертой краски. Улучшенная окраска получится, если поверхность проолифить, зашпатлевать, затем по шпатлевке опять проолифить и загрунтовать. Гораздо экономичнее и быстрее вместо проолифки проделать огрунтовку жидкой краской того же цвета, что и основной колер.

Состав для огрунтовки: 1кг олифы, 600—1200г густотертой масляной краски. Олифу вливают в краску, тщательно перемешивают и процеживают через частое сито. Грунтовки наносят сплошным тонким слоем и высушивают. Слой грунтовки повторяет профиль поверхности, поэтому имеющиеся отдельные неровности выравнивают, сглаживают шпатлевкой. В продажу поступают и готовые шпатлевки: ГФ-021— для подготовки поверхностей деревянных изделий и черных металлов; ГФ-031, ГФ-032 — для защиты изделий из стали и легких сплавов; ГФ-0119 — для металлических и деревянных поверхностей под покрытия различными эмалями; ГФ-20 — для грунтования деревянных и металлических поверхностей.

Шпатлевки — это отделочные составы для выравнивания поверхностей, подлежащих окраске. Мелкие трещины, царапины, раковины и т.п. на поверхностях заделывают подмазкой. Она, в отличие от шпатлевки, не дает усадки и обладает повышенной адгезией. В зависимости от вида используемой краски шпатлевки делятся на гипсовые, клеевые, масляные и лаковые. Для их приготовления используют хозяйственное мыло, просеянный гипс, мел, олифы, лаки, клей — столярный, животный, мучной — и другие материалы. Подмазка гипсомеловая под клеевую краску: гипс — 1 кг; мел — 2—3 кг; 2— 5%-ный клеевой раствор. Просеянные гипс и мел перемешивают и насыпают тонкой струей в посуду с клеевым раствором, тщательно все перемешивают до однородного состояния. Густоту регулируют добавками порошка гипса и мела или клеевого раствора.

Купоросная подмазка: 1 кг гипса просеянного, 2 кг мела просеянного, эмульсия, разведенная до рабочей густоты. Эмульсию готовят так: берут 1 л купоросной грунтовки (см. выше), добавляют в нее 150 г клеевого раствора 10%-ной крепости и все перемешивают. Эмульсию наливают в посуду, туда же тонкой струей всыпают смесь гипса с мелом и тщательно перемешивают до однородного состава. Густоту подмазки регулируют добавлением смеси или эмульсии.

Подмазки под масляную краску. 1. Масляно-клеевая подмазка служит для выравнивания неглубоких неровностей. Она имеет вид пасты, пластична, ее легко можно намазать очень тонким равномерным слоем. Состав: 1 кг олифы, 100 г раствора столярного клея 10%-ной крепости, 2—3 кг мела просеянного (до рабочей густоты). Приготовление: в горячий клеевой раствор тонкой струей вливают олифу, тщательно перемешивают, в результате чего получается эмульсия; в нее также тонкой струей добавляют мел, и все хорошенько перемешивают. Густоту подмазки регулируют добавлением мела или эмульсии. 2. Лаковая подмазка. Состав: 1 кг шпатлевочного лака, 100 г 10%-ного раствора столярного клея, 2,5-3 кг просеянного мела. Приготовление: смешав лак с раствором столярного клея, получают эмульсию, в которую добавляют мел до рабочей консистенции и все хорошенько перемешивают.

Шпатлевка под клеевую окраску. Прежде всего сделаем замечание, касающееся всех шпатлевок. Под клеевую и масляную окраску применяются различные по составу и технологии приготовления шпатлевки. Для масляных и лаковых шпатлевок мел должен быть тонким — это повышает их качество. По густоте шпатлевки должны быть похожи на рыхлое тесто, слишком густые трудно разравниваются. Состав (шпатлевки под клеевую окраску): 1 кг 10%-ного клеевого раствора, 25 г олифы, около 2,5 кг просеянного мела. Приготовление: в горячий клеевой раствор вливают олифу и перемешивают до образования однородной эмульсии, затем при постоянном помешивании добавляют мел в таком количестве, чтобы получить шпатлевку нужной густоты.

Клеевая шпатлевка с мылом. Состав: 1 кг клеевого раствора (10%-ного), 25 г олифы, 15 г мыла, просеянный мел. Приготовление: мыло мелко строгают, кладут в горячий клеевой раствор и мешают до тех пор, пока оно полностью не растворится и получится однородная эмульсия. В эту эмульсию (горячую!) тонкой струей добавляют олифу и перемешивают до получения однородной мыльно-масляно-клеевой эмульсии, на которой замешивается тонко просеянный мел. Благодаря мылу шпатлевка легче разравнивается по поверхности.

Клеевая шпатлевка с грунтовкой. Состав: 150 г 10%-ного клеевого раствора, 900—1000 г купоросной грунтовки, просеянный мел. Приготовление: купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором, на полученном составе замешивают мел до получения однородной тестообразной массы.

Масляная шпатлевка. Состав: олифа натуральная 1 кг, сиккатив (жидкость для ускорения высыхания лакокрасочных материалов) 100 г, просеянный мел. Приготовление: олифу смешивают с сиккативом, в полученную жидкость добавляют мел и все тщательно перемешивают. Эта шпатлевка имеет повышенную прочность, но медленно сохнет. Ее применяют для подготовки полов, подоконников, оконных переплетов, наружных дверей и прочих поверхностей, подверженных действию влаги.

Полумасляная шпатлевка на оксоли. Состав: 1 кг олифы (оксоль), 50 г сиккатива, 20 г хозяйственного мыла, 200 г 10%-ного клеевого раствора, просеянный мел. Приготовление: мыло режут тонкой стружкой, кладут в горячий раствор клея и тщательно перемешивают. Можно также растворить мыло в небольшом количестве воды, влить в клеевой раствор и перемешать. Далее в мыльно-клеевой раствор вводят, помешивая, тонкой струей олифу и сиккатив. В полученную эмульсию добавляют мел и размешивают до получения однородной массы.

В заключение несколько советов общего для всех шпатлевок характера. Шпатлевка должна быть несколько жиже, чем подмазка, чтобы она лучше заполняла мелкие дефекты поверхности. Компоненты, на основе которых готовится шпатлевка, должны быть самого тонкого помола, чтобы на обрабатываемой поверхности не образовывались царапины. Шпатлевка нормальной густоты хорошо прилипает к шпателю и держится на вертикальной поверхности. Наносить ее следует ровным и тонким слоем — сначала толщиной 3-4 мм, а затем разгладить до толщины 1 мм, сильно нажимая на шпатель, который держат под некоторым углом к поверхности. После сплошной шпатлевки хорошо высушенную поверхность шлифуют пемзой или шкуркой. Хранить шпатлевку надо на небольшом металлическом противне или в невысоком деревянном ящике, накрыв мокрой тряпкой. Для высококачественной отделки дверей, подоконников и т.д. после подмазки, шпатлевки и зачистки поверхности следует снова загрунтовать и только потом приступать к окраске. При нанесении масляных красок каждый последующий слой кладут только после того, как полностью высохнет предыдущий.

Окрасочные составы (краски)

---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:

  • Садовые аксессуары
  • Проект коттеджа J-267-1K
  • Главная |
  • Дом, участок, сад |
  • Стройка, отделка, ремонт |
  • Инж. системы |
  • Интерьер, дизайн |
  • Форум, блоги, общение |
  • Объявления
© 2000 - 2003 Oleg V. Mukhin.Ru™

Проект H-137-1P

Статья: приготовление различных огрунтовочных составов

Грунтовка под известковую окраску

Грунтовка под клеевую окраску

Проолифка и грунтовка под масляную краску

Приготовление различных подмазок

Приготовление различных шпаклевок

Перед побелкой и окраской поверхность необходимо подготовить, прогрунтовать, чтобы обеспечить равномерное впитывание краски и лучшее ее сцепление. Грунтовка представляет собой разжиженный связующий материал, иногда с небольшим количеством пигмента, обладающий меньшей вязкостью, чем окрасочные составы. Грунтовка должна глубоко впитываться в поры основания, создавая по всей поверхности тонкий слой, который прочно сцепляется и с самим основанием, и с малярными покрытиями (шпатлевками или окрасочными составами). Если окрасочный состав непосредственно наносится на грунтовку, то в качестве ее целесообразно использовать этот же окрасочный состав, но разжиженный растворителем. Он ложится ровным слоем и дает возможность получить чистую окраску.

Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают колер, поэтому местами его будет больше, местами — меньше, а окраска будет неравномерной — пятнами и полосами. Выполнять окрашивание без огрунтовки не рекомендуется. Большинство грунтовок имеет совершенно определенное назначение, например, только для клеевых или только для известковых окрасок, но бывают и универсальные, пригодные и для клеевых, и для известковых окрасок.

Для приготовления грунтовок используют различную посуду. Для купоросных - деревянную, стеклянную или эмалированную. Алюминиевая и оцинкованная посуда быстро разрушается (ржавеет). Чтобы предохранить ее наносят два-три слоя масляной краски, хорошо просушивают и только тогда используют для приготовления купоросного грунта.

Существуют различные способы приготовления грунтовок под разнообразные окраски.

Грунтовка под известковую окраску

Для оштукатуривания поверхности грунтовку под известковую окраску и побелку готовят так: на 10 л состава берут 2,5 кг известкового жирного теста, 100 г соли поваренной. В 5 л холодной воды тщательно размешивают известковое тесто. Соль растворяют в 2 л горячей воды. Вместо соли можно использовать 200 г алюмини-ево-калиевых квасцов. Раствор соли или квасцов вливают тонкой струйкой в разведенное известковое тесто, тщательно перемешивают и разбавляют водой до 10 л. Приготовленную грунтовку следует процедить через сито с отверстиями сечением не более 1x1 мм. Соль или квасцы закрепляют известь, и окраска не отмеливается (не пачкает). Лучшие по качеству грунтовки готовят на извести-кипелке или известковом тесте с добавлением мыла и олифы. Такие грунтовки называют мыловаром. Мыловар можно использовать как под известковые, так и под клеевые краски. Готовят мыловар так: на 10 л состава берут 2 кг извести-килелки (негашеной), 200 г мыла хозяйственного (40%), 100 г олифы.

Мыло нарезают мелкими стружками и растворяют в 2-3 л кипящей воды. В горячую мыльную воду тонкой струйкой добавляют олифу и тщательно перемешивают до получения однородной массы без заметных слоев олифы. В 5 л воды гасят известь и во время кипения (гашения) ее, постепенно, помешивая, вливают мыльно-масляную жидкость, снова перемешивают до полной однородности. В этот состав доливают до 10 л воды и процеживают раствор через сито. Грунтовка должна быть совершенно однородной, без плавающих на поверхности капель масла. Можно приготовить грунтовку-мыловар на известковом тесте. Для этого берут 2-3 кг известкового теста (жирного), 200 г мыла хозяйственного 40-процентного, 100 г олифы.

В 2—3 л кипящей воды растворяют мыло. В горячую мыльную воду тонкой струйкой вливают олифу, тщательно перемешивая. Полученную мыльно-масляную жидкость вливают в известковое тесто, тщательно перемешивают, разбавляют водой до 10 л и процеживают через частое сито.

Грунтовка-мыловар на извести-кипелке по качеству лучшая.

Если поверхность сильно закопчена (пожелтела), то грунт-мыловар приготавливают по любому из рецептов, только увеличивают количество хозяйственного мыла до 400 г, а олифы — до 300-400 г на 10 л состава.

Грунтовка под клеевую окраску

Грунт-мыловар пригоден как под известковые, так и под клеевые окраски, однако в клеевых составах приходится применять щелочестойкие пигменты. Поэтому под клеевую окраску лучше приготовить купоросную или квасцовую грунтовку.

Купоросная грунтовка готовится так: берут 150-300 г медного купороса, 250 г хозяйственного мыла, 200 г костного плиточного клея, 30 г олифы (натуральной, комбинированной или глифталевой), 2-3 кг мела просеянного.

Для приготовления этой грунтовки в эмалированной посуде в 1 л воды растворяют весь купорос, затем готовят 10-процентный клеевой раствор, вводят в него мыло и олифу и смешивают с раствором купороса Состав разводят водой до объема 10 л, вводят в него мел и протирают через сито. Хранить купоросную грунтовку можно только в деревянной или эмалированной посуде.

Квасцовая грунтовка готовится так: берут 200-300 г алюминиево-калиевых квасцов, 200 г хозяйственного мыла, 200 г костного плиточного клея, 30 г олифы, 1—2 кг молотого просеянного мела.

Для приготовления грунтовки в 2—3 л горячей воды растворяют квасцы, в 10-процентном клеевом растворе при нагревании и перемешивании растворяют нарезанное кусочками хозяйственное мыло и тонкой струйкой вливают в раствор квасцов, тщательно перемешивая, затем добавляют весь мел, воду до 10 л объема и процеживают грунтовку через сито.

Если поверхности сильно закопчены, то приходится их огрунтовывать не один, а два-три раза. Первую огрунтовку выполняют крепким горячим раствором (70—80°С), вторую — менее теплым составом (примерно 40—50°С), третью — слегка тепловатым или холодным. Температуру состава снижают для того, чтобы каждая последующая грунтовка не могла расплавить ранее нанесенную. Повторную грунтовку производят по хорошо высохшей (не менее суток) предыдущей.

Можно грунтовать составом без мела, но в этом случае окрашивать приходится 2—3 раза, так как укрыть колером за один раз темно-зеленую грунтовку невозможно. При этом первая окраска должна быть выполнена хорошо заклеенным колером, вторая- -более слабым, а третья — нормально заклеенным.

Мел добавляют мелкий, просеянный через частое сито. Грунтовку следует процедить через частое сито, чтобы в ней не оказалось кусочков клея или мыла. Олифу добавляют в грунтовки для смягчения образовавшейся пленки. Увеличение количества олифы в 2 раза против указанного в рецепте улучшает качество грунтовки.

К тому же, чтобы не произошло свертывание мыла, купорос вливать в эмульсию без олифы нельзя.

Крепость грунтовки зависит от количества воды, купороса, квасцов и мела, увеличения или уменьшения воды против указанного в рецепте, а также увеличения или уменьшения купороса, квасцов и мела (больше или меньше того, что указано в рецепте). Приготовленная грунтовка должна быть израсходована в течение двух суток.

Проолифка и грунтовка под масляную краску

Под масляную краску производят проолифку поверхностей, для чего используют олифу в чистом виде, а еще лучше — с добавлением небольшого количества сухих пигментов и тертой краски. Чем выше качество олифы, тем выше и качество огрунтовки и тем лучше сцепляется с нею краска. Чистая олифа применяется для бесцветной грунтовки хорошо впитывающей древесины (сосны) или штукатурки (гипсовой).

Применяется также олифа, разбавленная эталонным бензином и скипидаром или их заменителями. Такая олифа служит для грунтовки менее пористых материалов (например, дуба или известковой штукатурки). Цветная грунтовка, в отличие от бесцветной олифы, представляет собой первичную покраску масляными красками, разбавленными скипидаром (его заменителями), уайт-спиритом, олифой. Такая грунтовка олифой или разбавленными красками обязательна при окраске чистой пористой древесины или штукатурки. Пигменты или краску добавляют в олифу Для того, чтобы во время работы избежать пропусков.

Пигмента или краски (лучше всего охры, сурика, мумия) берут до 10% от веса олифы и все тщательно перемешивают. Чтобы олифа лучше и глубже проникла в деревянные и оштукатуренные поверхности, ее подогревают, добавляют пигменты и олифят один-два раза, до полного заполнения пор. Второй раз олифят после полного высыхания первого слоя. Чаще всего под масляную краску олифят один раз, нанося грунтовку тонким слоем без пропусков и потеков.

Состав для проолифки: 1 кг олифы (лучше натуральной), 50—100 г сухого пигмента или тертой краски.

Для получения улучшенной или высококачественной окраски поверхности олифят, шпаклюют, затем по шпаклевке олифят и грунтуют. Гораздо лучше вместо проолифки выполнять огрун-товку жидкой краской того же цвета, что и основной колер. Это экономично и дает возможность выполнить окраску быстрее (всего за два раза) и без пропусков. При проолифке же часто приходится окрашивать три раза. Состав для огрунтовки: берут 1 кг олифы (лучше натуральной), 600—1200 г густотертой масляной краски.

Олифу вливают в краску, все тщательно перемешивают и процеживают через частое сито.

Приготовление различных подмазок

Для выравнивания и создания гладкой (без пор, раковин, трещин, царапин, выбоин и других дефектов) и пригодной для огрунтовки и окраски поверхности применяют составы, называемые подмазкой. Готовят их по разным рецептам под различные окраски.

Подмазка под клеевую окраску: берут 1 кг гипса просеянного, 2—3 кг мела просеянного, 2—5-процентный клеевой раствор, разведенный до рабочей густоты.

Гипс и мел перемешивают. В посуду наливают клеевой раствор, тонкой струей насылают туда смесь,все тщательно перемешивают до однородного состояния. Густота подмазки регулируется добавлением смеси или клеевого раствора.

Купоросная подмазка готовится так: берут 1 кг гипса просеянного, 2 кг мела просеянного, эмульсию, разведенную до рабочей густоты. Для эмульсии берут 1 л купоросной грунтовки, добавляют в нее 150 г клеевого раствора 10-процентной крепости и все перемешивают. Эмульсию наливают в посуду, туда тонкой струей насыпают смесь гипса с мелом и тщательно перемешивают до однородного состояния. Густоту подмазки регулируют добавлением смеси или эмульсии.

Подмазки под масляную окраску. Масляно-клеевую подмазку готовят для выравнивания неглубоких неровностей. Она имеет консистенцию пасты, пластична, ее можно без особого труда намазать тончайшим равномерным слоем.

Готовят ее следующим образом: берут 1 кг олифы, 100 г раствора столярного клея 10-процентной крепости, 2-3 кг мела просеянного (до рабочей густоты).

В приготовленный горячий клеевой раствор тонкой струей вливают олифу, тщательно перемешивают и получают эмульсию, в которую тонкой струей добавляют мел, и все тщательно перемешивают. Густоту подмазки регулируют добавлением мела или эмульсии.

Лаковая подмазка готовится так: берут 1 кг лака подмазочного, 100 г раствора столярного клея 10-процентной крепости, 2,5-3 кг мела просеянного (до рабочей густоты).

Лак смешивают с раствором столярного клея, получают эмульсию, на которой замешивают мел. Все тщательно перемешивают до получения однородной массы.

Подмазочные пасты под алкидные краски и эмали можно приготовить в домашних условиях так: берут 1 кг олифы, 50 г сиккатива № 64, 200 г клеевого раствора 10-процентной крепости, 20 г мыла хозяйственного 200-300 г уайт-спирита или скипидара, мел, разведенный до рабочей густоты.

Сначала в олифу вводят клеевой состав с мылом энергично перемешивая, затем — мел до пастообразной консистенции. Казеиновый клей готовят, замачивая 250 г сухого клея в 1 л воды.

Подмазку наносят шпателем, после подсыхания шлифуют куском пемзы или песчаной шкуркой и удаляют пыль ветошью или щеткой. Приготовление различных шпаклевок

Поверхности, подлежащие окраске, не всегда бывают гладкими, поэтому их приходится шпаклевать два-три раза.

Под клеевую и масляную окраску применяют различные шпаклевки и приготавливают их по разным рецептам. Для масляных и лаковых шпаклевок мел должен быть сухим и тонким, что повышает их качество. Шпаклевки легче и чище ровняется.

По густоте шпаклевки должны напоминать рыхлое тесто — слишком густые с трудом разравниваются.

Шпаклевка под клеевую окраску готовится так: берут 1 кг клеевого раствора 10-процентного, 25 г олифы, около 2,5 кг мела просеянного (до рабочей густоты).

Клеевой раствор подогревают, добавляют в него олифу и перемешивают до получения однородной эмульсии. Затем добавляют мел до образования шпаклевки нужной густоты. Олифу вводят в шпаклевку, чтобы она была прочной, медленнее сохла, легче наносилась и разравнивалась на поверхности.

Применяют клеевую шпаклевку с мылом, которую готовят так: берут 1 кг клеевого раствора 10-процент ного, 25 г олифы, 15 г мыла, мел просеянный (до рабочей густоты).

Мыло нарезают тонкими стружками, кладут в горячий клеевой раствор и мешают до тех пор, пока оно полностью растворится и получится однородная эмульсия. В горячую эмульсию тонкой струйкой добавляют олифу и перемешивают до тех пор, пока образуется однородная мыльно-масляно-клеевая эмульсия, на которой замешивают тонко просеянный мел. Мыло способствует более легкому разравниванию шпаклевки по поверхности.

В состав шпаклевки на растительном клее входит 1 кг клеевого раствора 5-процентного, 30 г олифы (лучше натуральной), мел просеянный (до рабочей густоты).

Клеевой раствор готовят из крахмала или муки. В горячий состав вливают тонкой струей олифу, тщательно размешивая. В полученную эмульсию добавляют просеянный мел до получения необходимой густоты и перемешиваюгдо получения однородной массы.

Клеевая шпаклевка с грунтовкой готовится так: берут 150 г клеевого раствора 10-процентного, 900-1000 г грунтовки купоросной или квасцевой, мел просеянный (до рабочей густоты).

Купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором, на полученной жидкости замешивают мел, получая однородную тестообразную массу. Шпаклевки под масляную окраску. Для сплошной шпаклевки под масляную краску полов, оконных переплетов, дверей и других поверхностей применяют следующие составы:

Полумасляная шпаклевка на оксоли. Берут 1 кг олифы (оксоль), 50 г сиккатива, 20 г мыла хозяйственного, 200 г клеевого раствора 10-процентного, мел просеянный (до рабочей густоты).

Мыло режут тонкой стружкой, кладут в горячий клеевой раствор и тщательно перемешивают. Можно мыло растворить в небольшом количестве воды, влить в клеевой раствор и перемешать.

В мыльно-клеевой раствор тонкой струей вводят, помешивая, олифу и сиккатив. В эмульсию добавляют мел и размешивают до получения однородной массы рабочей густоты. Таким же образом готовят полумасляную шпаклевку на натуральной олифе. Ее состав: 1 кг олифы натуральной или оксоли, 250 г растворителя (скипидар или лаковый керосин), 50 г сиккатива, 20 г мыла жидкого, 200 г клеевого раствора 10-процентного, мел сухой просеянный (до рабочей густоты).

Применяют под масляную окраску и масляную шпаклевку. Ее состав: 1 кг олифы натуральной, 100 г сиккатива, мел просеянный (до рабочей густоты).

Олифу смешивают с сиккативом, в полученную эмульсию добавляют мел и все тщательно перемешивают. Эта шпаклевка высыхает медленно, но имеет повышенную прочность. Применяют ее для подготовки полов, оконных переплетов, подоконников, наружных дверей и других поверхностей, подверженных воздействию влаги.

Шпаклевку всегда делают несколько жиже, чем подмазку, чтобы она лучше заполняла мелкие неровности. Для приготовления шпаклевки нужно брать материалы самого тонкого помола, иначе на поверхности будут образовываться царапины и неровности, которые трудно счищать при шлифовке. Нормальной густоты шпаклевка хорошо прилипает к шпателю и держится на вертикальной поверхности. Она наносится на поверхность ровным и тонким слоем сначала толщиной 3—4 мм. Затем ее разглаживают до толщины 1 мм, сильно нажимая двумя руками на шпатель, который держат под небольшим углом к поверхности. Для обработки оштукатуренных стен и потолков лучше применять деревянные шпатели, а для деревянных поверхностей - металлические. После сплошной шпаклевки хорошо высушенную поверхность шлифуют пемзой или шкуркой. Шпаклевку следует хранить на небольшом металлическом противне или в невысоком деревянном ящике, накрыв мокрой тряпкой. При высококачественной отделке дверей, подоконников, столов и т. п. после подмазки, шпаклевки и зачистки поверхности снова грунтуют и только потом окрашивают, причем при нанесении масляных красок каждый последующий слой кладут только после того, как совершенно высохнет нанесенный ранее.