Автомобильная шпаклевка по металлу
Шпаклевка и шпатлевка. какие бывают шпаклевки по металлу. ремонт корпуса (жести) автомобиля.
Примечание: Слова шпатлевка и шпаклевка - абсолютно одинаковые по значению и оба являются правильными по написанию.
Если на корпусе автомобиля появились мелкие вмятины, раковины или неровности, то для устранения этих дефектов обычно не снимают всю деталь корпуса, а устраняют его с помощью шпаклевки. Это позволяет значительно сэкономить время и средства на ремонте автомобиля. Но что бы ремонт был качественным, надо разбираться в видах шпаклевок и правильно их применять. (Речь ниже пойдет не о строительных шпатлевках, а об «автомобильных», предназначенных в основном для нанесения на металлические поверхности).
Шпатлевки бывают (по основе):
1. Полиэфирные двухкомпонентные. Перед работой в основную массу шпатлевки требуется ввести отвердитель; Основная масса шпатлевок на рынке - именно полиэфирные.
Имеют небольшую усадку (0,1%), могут наноситься разными слоями, быстро сохнут и хорошо обрабатываются «на сухую». Имеют достаточно хорошую адгезию к различным материалам.
Ограничения: Нельзя наносить на антикоррозийные грунтовки, лакокрасочные покрытия, пластичные материалы.
Бывают шпатлевки:
- отделочные или финишные. Обеспечивают очень гладкую поверхность, заделывают мелкие поры, трещины, вмятины после шлифовки более грубой шпатлевки.
- мелкозернистые. Устраняют мелкие дефекты, неровности. Прекрасно обрабатываются, используются для мест перехода при шпаклевке сильных повреждений.
- Среднезернистые и крупнозернистые. Заполняют крупные вмятины, отверстия. Наносятся непосредственно на сталь, старые лакокрасочные покрытия, старую шпатлевку, стекловолокно.
Полиэфирные шпатлевки часто выпускают армированными стекловолокном или металлическими порошками. Первые используются для заделки сквозных отверстий, глубоких вмятин и неровностей. Но они не очень стойки к вибрациям и механическим нагрузкам. Вторые - наоборот, устойчивы к вибрациям, но используются только на сплошной поверхности. Как правило при ремонте поверхности из определенного металла используется и шпатлевка с наполнителем из такого же металла. Существуют и специальные шпатлевки для ремонта пластмасс, в частности бамперов, накладок, пластиковых крыльев автомобилей.
2. Эпоксидные шпаклевки (также двухкомпонентные);
Обладают очень высокой прочностью, антикоррозийной и химической стойкостью. Небольшая усадка (всего 0,1% ) позволяет наносить достаточно толстые слои. У эпоксидных шпатлевок прекрасная адгезия к любым типам поверхностей, даже окрашенным. Шпатлевки хорошо обрабатываются абразивными инструментами.
3. Нитро-шпаклевки, однокомпонентные и готовые к употреблению немедленно. Нитрошпатлевки (или нитроцеллюлозные). Просты в использовании, но имеют достаточно большую усадку (до 15%). Используются только заделывания небольших неровностей, царапин, сколов. Образуют слой примерно 0,1 мм, наносятся в несколько слоев. Желательно применение первичных грунтовок.
Основной объем шпаклевочной массы создают наполнители. Это, как правило, нейтральные вещества, порошки, волокна, предназначенные для создания объема и армирования основы шпатлевки. Обычно в качестве наполнителей используются стекловолокно, порошки металлов, минералы.
В зависимости от применяемого наполнителя бывают:
- мелкозернистые шпаклевки, дающие гладкую поверхность, практически без пор и раковин;
- крупнозернистые, имеющие и поры и раковины. Крупнозернистые шпаклевки прочнее мелкозернистых, и из-за этого труднее обрабатываются.
- армированные металлическим порошком или стекловолокнами. Самые твердые шпатлевки, применяемые для заделки даже сквозных отверстий в металле.
- облегченные наполнители. Для заделки больших объемов без значительного увеличения веса деталей.
По консистенции шпаклевки бывают пастообразными (наносятся шпателями) и жидкими (наносятся кистью или пульверизатором).
Различаются шпатлевки и по способу сушки (естественный, с нагреванием или ИК-излучением) и по способу обработки (сухой, или «мокрый», с увлажнением).
Общие указания по нанесению шпатлевок.
Перед выбором шпатлевки необходимо точно предствлять что и как вы будете делать и в соответствии с этим выбирать шпатлевку. Перед применением надо изучить инструкцию по применению, особенно в части срока использования шпатлевки и ее возможности нанесения на ту или иную поверхность. Готовить шпатлевку надо порциями, которые вы гарантированно сможете использовать в течении срока «живучести».
Поверхность следует освободить от ржавчины, грязи, должна быть обезжиренной, сухой. Не должно быть никаких отслаивающихся элементов
Шпатлевка и отвердитель должны быть перемешаны очень тщательно, пропорции должны быть соблюдены. При необходимости можно использовать какие либо мерные инструмены или одноразовые шприцы. В противном случае возможны либо выступление на поверхности шпатлевки излишков отвердителя, либо значительная потеря прочности шпатлевки. Шпатлевки с наполнителем следует перемешивать особо тщательно, не допуская неравномерности распределения наполнителя.
Для исключения образования в толще и на поверхности шпатлевки раковин, следует наносить шпатлевку тонкими плотными слоями, по 2-3 мм. Если слоев более 3-4, шпаклевке дают время подсохнуть.
При сушке полиэфирной шпаклевки не следует перегревать ее. Иначе есть вероятность того, что она растрескается. Максимальная температура сушки - 70-75 градусов.
Если шпатлевка обрабатывалась и шлифовалась мокрым способом, не следует торопиться наносить следующие слои или финишное покрытие. Надо обязательно дать время влаге испариться. Иначе она законсервируется в шпатлевке и приведет к повреждению покрытия впоследствии.
Константин Тимошенко (с) 03.04.2009
Как правильно шпаклевать автомобиль
Содержание
- Подготовка машины к шпаклевочным работам
- Как работать со шпаклевкой
Как правильно шпаклевать автомобиль – вопрос, который каждый автовладелец должен внимательно изучить перед обновлением поверхности кузова или косметическим ремонтом салона. В противном случае результат реставрации может оказаться плачевным. Например, под красивым блестящим покрытием будут выступать неаккуратные бугорки, или краска со временем начнет отслаиваться. Важно не только уметь подобрать подходящие материалы, но и хорошо знать технологию их нанесения, обработки, совместимость различных продуктов автохимии.
Подготовка машины к шпаклевочным работам
Правильная обработка поверхности до начала работ – основное условие получения надежного и качественного покрытия, длительного эффекта косметического ремонта, точности воссоздания исходных линий и контуров. До того как приступать к процессу шпаклевки, необходимо выполнить несколько подготовительных операций с поверхностью автомобиля. А именно:
- Шлифование обрабатываемого участка
- Устранение пылевого налета
- Обезжиривание металла или пластика
- Обработка поверхности антикоррозийным грунтом
Для шлифования металлических и пластиковых элементов применяется специальная бумага. Обширные поверхности можно обрабатывать машинкой, а небольшие поврежденные участки аккуратно обрабатываются вручную. Наждачная шкурка имеет разные градации в зависимости от размера зерна. Для подготовки металла к нанесению шпаклевочной массы используют абразивную бумагу Р80. Такая зернистость оптимальна для исключения усадки шпаклевки. Обработка поверхности шкуркой такого размера препятствует проявлению шлифовальных рисок сквозь слои покрытия, а также обеспечивает активное сцепление материалов.
В некоторых случаях грубая шкурка Р80 не является оптимальным вариантом при подготовке поверхности к шпаклевочным работам. Для устранения, например, небольших царапин на пластике или металле используют шлифовальную бумагу Р150 и мелкозернистую шпаклевку. Тонкий слой шпаклевочной массы может дать усадку, а для сцепления материала с поверхностью достаточно будет и небольших рисок. Поэтому в обработке участка крупнозернистой шкуркой в этом случае просто нет необходимости.
Другой пример – несплошное, фрагментированное шпаклевание деталей. Этот способ реставрации применяется в большинстве случаев. Центр вмятины обрабатывается грубой шлифовальной бумагой, поскольку на него будет нанесен толстый слой шпаклевки. Периферийные участки повреждения, напротив, будут покрыты тонким пластом, поэтому и шлифуются мелкозернистой шкуркой Р150.
Обязательное устранение пылевого налета проводится как после выполнения шлифовальных работ, так и перед ними. Удобно использовать для быстрого и эффективного очищения специальные обдувочные пистолеты. И не только удобно, но и выгодно с точки зрения экономии. Примерный расход воздуха при использовании этого инструмента составляет 150 л в минуту. В то же время при обдуве поверхности автомобиля из шланга с внутренним диаметром 9 мм сжатый воздух в объеме 1000 л в минуту уходит в чистую потерю. Сервисные службы со скромным набором оборудования, таким образом, несут материальные убытки из-за лишних затрат электроэнергии. Хорошо оборудованный сервисный центр, напротив, за счет использования обдувочного пистолета экономит расходы. Чтобы примерно высчитать среднюю потерю при обдуве шлангом, нужно умножить стоимость электрической энергии, потребляемой имеющимся в мастерской компрессором для выдачи этих лишних 850 л в минуту.
Тщательное обезжиривание поверхности, как и устранение пылевого налета, целесообразно производить до и после шлифования. Это не менее ответственная задача, чем другие подготовительные операции, и от нее во многом зависит конечный результат. Перед тем как правильно шпаклевать автомобиль, чрезвычайно важно подобрать соответствующие растворители жира и другие химикаты. Выбирая средство с агрессивными составляющими, неопытный автомобилист рискует нарушить структуру ошлифованных участков покрытий. Верхний слой при обработке едким интенсивным составом может раствориться, покоробиться, приподняться. Поэтому следует выбирать для этих целей наименее агрессивные жидкости, обязательно посоветовавшись с продавцом магазина или консультантом.
Зачастую обработка поверхности антикоррозийным грунтом как подготовительный этап пропускается начинающими мастерами. Но такой подход к работе далеко не всегда оправдан. Есть два весомых аргумента в защиту необходимости применения первичного антикоррозийного грунта:
- Планируя покраску кузова или пластиковых деталей салона, нужно стремиться к максимально возможной идентичности заводским технологиям. А конвейерная окраска предполагает антикоррозийную защиту металла как обязательную стадию обработки поверхности.
- Каждый слой покрытия (а при шпаклевочных работах их количество увеличивается) должен иметь высокую адгезию к материалу, наносимому поверх него
Адгезия – это свойство слипания, сцепления разнородных поверхностей. Антикоррозийный грунт, покрывающий очищенный металл, прочно сцепляется с ним. Шпаклевка, наносимая поверх защитного слоя, получает двойной эффект адгезии. Риски, сформировавшиеся на поверхности при обработке шлифовальной бумагой, обеспечивают массе механическое сцепление, а антикоррозийное полусухое средство прочно слипается со шпаклевкой (химическая адгезия).
При некоторых видах работ этот этап является строго обязательным. Например, шпаклевочные операции на оцинкованной или алюминиевой поверхности. В продаже есть специальные типы шпаклевки с высокими показателями адгезии именно к этим покрытиям. Но при сильных повреждениях автомобиля такие средства не дадут эффективного результата. Стекловолоконная шпаклевка служит для заполнения глубоких вмятин, но у нее нет высокой адгезии к алюминию. В этом случае рационально нанесение промежуточного слоя между металлом и массой, которым и является как раз антикоррозийный грунт. С одной стороны он прочно сцепляется с поверхностью, а с другой стороны надежно удерживает любой шпаклевочный материал.
Как работать со шпаклевкой
Чтобы иметь представление о том, как правильно шпаклевать автомобиль, нужно знать, прежде всего, для каких работ используются те или иные расходные материалы, их состав и воздействие на разные покрытия. Такая информация поможет не ошибиться в выборе средства для конкретной задачи.
Из чего состоит шпаклевка
Большинство предлагаемых сегодня на рынке шпаклевок являются двухкомпонентными, состоят из наполнителя и полиэфирной смолы. Чтобы получить оптимальную консистенцию, необходимую для определенной операции, массу растворяют стиролом в нужной пропорции. Химические свойства наполнителя и смолы, количество растворителя определяют в конечном итоге потребительские качества материала.
Основной компонент, придающий массе эластичность, прочность и адгезию – смола. В качестве наполнителя используются мел, металлическая пудра, тальк, стекло в микроскопических гранулах, кварц, стекловолокно. Объем этих веществ в составе шпаклевки и их исходные свойства влияют на удельный вес, степень усадки, наполнительную способность продукта. Растворитель должен присутствовать в шпаклевочной массе в определенном процентном соотношении.
Грубые двухкомпонентные шпаклевки с алюминиевой пылью или стекловолокном предназначены для заделывания глубоких вмятин на кузове, бампере или дверце. Их обычно применяют в качестве первого слоя. Массы с металлической пудрой более легки в обработке, стекловолоконные материалы требуют ощутимых усилий. Неглубокие вмятины удобно выравнивать универсальной двухкомпонентной шпаклевкой, легкой в применении. Как правило, ее используют в качестве среднего или вообще единственного слоя. Мелкие шероховатости устраняются мягкой финишной шпаклевкой, максимально легко обрабатываемой. Этот вид материала служит для нанесения поверх других.
Свойство усадки
В вопросе о том, как правильно шпаклевать автомобиль, очень важной проблемой является усадка шпаклевочной массы. В основном эта характеристика зависит от компонентов. 30% от объема – оптимальное количество растворителя в составе, согласно рекомендациям многих производителей. Превышение этого показателя влияет на цену материала. Так, дешевые средства обычно содержат большее количество растворяющего вещества, что существенно усиливает усадку материала. Это связано с тем, что при высыхании стирол испаряется, уменьшая общий объем нанесенной шпаклевки.
Качественные полиэфирные шпаклевочные массы уменьшаются в объеме после высыхания на 2%. Если наносить их тонким слоем, то усадка не будет заметна визуально. Самая важная задача в косметическом ремонте – скрыть следы реставрации, сделать их по возможности невидимыми. Для этого нужно правильно выбрать один из двух методов подготовки поверхности к шпаклевочным работам и учесть усадку. В некоторых случаях оптимально плавное скашивание старого покрытия, другие повреждения лучше реставрировать при помощи резкого обрыва. При плавном скосе показатель усадки массы на границе с не шпаклеванным участком составит 2 микрона, а при резком обрыве – около 20 микрон.
Существует, кроме того, вторичная усадка. Когда на высохшую зашпаклеванную поверхность наносится грунт или жидкая масса, верхние слои растворяются, и вещества проникают сквозь них к царапинам и рискам. В период высыхания происходит постепенное утрамбовывание слоев за счет выходящего из шпаклевки растворителя. Такое явление часто наблюдается у материалов, содержащих некачественные наполнители и смолы.
Неверная технология нанесения тоже может стать причиной вторичной усадки. Массу нужно аккуратно вкладывать в глубокие риски специальным шпателем. Если она проваливается в углубления позже, растворенная поверхностным покрытием, произойдет вторичная усадка. Этот нежелательный эффект могут дать и некачественные дешевые грунты с низким содержанием твердых веществ и основой из агрессивного нитрорастворителя. Использование таких материалов может привести к двум серьезным проблемам: сильному растворению шпаклевки с ярко выраженной усадкой и слабой наполнительной способности грунта, препятствующей аккуратному скрытию дефекта.
Как наносить и обрабатывать массу
Перед началом работ шпаклевка тщательно перемешивается с отвердителем до однородной массы, до полного исчезновения розовых прожилок. Для нанесения шпаклевочной смеси нужен набор специальных шпателей различной формы. Чтобы добиться ровной поверхности, нужно отработать приемы быстрого и аккуратного накладывания поочередных слоев.
Если заполняется глубокая вмятина, ошибочно пытаться закрыть ее полностью в один прием, набрав на рабочую часть шпателя много шпаклевочной массы. Оптимальный вариант – нанести 2-3 слоя грубой или универсальной шпаклевки. Это сэкономит и время, и материал. Поскольку на застывание уйдет 15-20 минут, можно параллельно заниматься двумя поврежденными участками. Когда шпаклевка «встала», можно приступать к шлифованию поверхности при помощи бруска или специального рубанка. Целесообразно при этом провести проявочный экспресс-тест. Для этого следует распылить на поверхности черную краску из баллончика мелкими точками или воспользоваться проявочным порошком. После шлифования будут видны места, требующие дополнительного нанесения массы.
Если внешне вмятина уже почти окончательно выровнялась, на поверхность наносится финишная шпаклевка. После ее высыхания берется абразивная шкурка Р240, которой нужно обработать не только саму вмятину, но и прилегающие участки. Мелкозернистый абразив поможет сформировать плавный переход, скрывающий место бывшего дефекта. И заключительные стадии обработки – обезжиривание и грунтовка.
Поскольку у каждого шпателя свой контур, неизбежно формирование выступающих полос шпаклевки на поверхности. Это и составляет основную трудность процесса. Пока материал мягкий, устранить полосы трудно: это даст только лишние углубления. После высыхания счистить лишний рельеф также сложно, это потребует массы времени и приложения сил. Отвердитель, добавляемый в массу, сначала застывает, потом происходит его кристаллизация, а примерно через 5 минут после нанесения материал приобретает эластичную каучукообразную структуру. Вот в этот момент выступающие полосы можно легко срезать острым лезвием или ножом.
Чтобы не упустить этот недолгий момент, поверхность нужно пробовать пальцами. Вследствие химической реакции она станет горячей, это и будет сигналом, что пора брать нож и аккуратно срезать излишки.
Если вы хотите увидеть наглядно, как правильно шпаклевать автомобиль - видео на эту тему вы можете найти в интернете.
Правильно шпаклюем и шлифуем авто перед покраской
Подготовка кузовной детали к ремонту, является самым важным отправным пунктом для достижения наилучшего качества на выходе. Надеюсь, данную аксиому никто оспаривать не будет?
Так с чего следует начинать?
Для примера возьмем переднее крыло.
Чтобы определить характер повреждений и составить правильный план работ следует подозреваемый элемент, как следует отмыть. Причем, вслед за водой следует протереть его Уайт-Спиритом и растворителем. Данное действие даст нам полную картину повреждений. Следует учесть, что за небольшим дефектом крыла (царапина или небольшая вмятина) могут также наблюдатьсясколы на краске и другие мелкие дефекты. А, уж если суждено его красить, то это надо сделать со всем достоинством, не взирая на разные лица.
Итак, все дефекты нами обнаружены – что дальше? А, дальше мы приходим к выводу, что грунтовать нам придется весь элемент. Отсюда, вывод – убираем все дефекты с поверхности.
Представим, что у нас на поверхности крыла длинная царапина, образующая неглубокую вмятину, и несколько мелких царапин и сколов.
Что делать? – Извечный вопрос русской интеллигенции.
Объясняю по пунктам:
1. Матуем всю поверхность крыла абразивом Р220-240. Можно орбитально-шлифовальной машинкой, а где не подлезть - то вручную. На заматованной поверхности, все вмятинки и мелкие дефекты как бы проявляются, и их становится лучше видно.
2. Царапину с вмятиной необходимо зашлифовать так, чтобы не было острых краев сколотой краски (Если есть ржавчина – убираем в ноль). Не бойтесь затереть лишнего. Шлифуем царапину и ее края абразивом (шкуркой) Р120. Это достаточно крупное абразивное зерно, при нем достигается лучшая адгезия шпатлевки с поверхностью.
3. Далее, зашлифовываем мелкие царапины и сколы. Расширяем их по плоскости. Чтобы не было острых углов и отшелушивания от поверхности.
4. Теперь, настала пора шпатлевания.
Если вы еще не в курсе, то для вас прекрасная новость – шпатлевка, она не одна! У нее есть много разновидностей. Начнем по порядку:
1. Шпатлевка со стекловолокном (грубая двухкомпонентная шпатлевка – наполнитель, применяется для выравнивания глубоких вмятин – 15-20 мм, дает малую усадку при высыхании).
2. Шпатлевка с алюминиевым наполнителем (грубая двухкомпонентная шпатлевка – наполнитель, для заполнения глубоких вмятин, как первичный слой). Отлично обрабатывается, дает малую усадку при высыхании.
3. Шпатлевка «Универсальная» - (двухкомпонентная), достаточно грубая, для выведения неглубоких вмятин и неровностей, обычно желтоватого цвета.
4. Шпатлевка «Финишная», (двухкомпонентная) обычно белого цвета, отлично обрабатывается. Наносится поверх грубой шпатлевки, для более точного выравнивания.
5. Однокомпонентная шпатлевка (совсем финишная?) в тюбике, для заполнения микроцарапин и микронеровностей. Рекомендую использовать для окончательного шпатлевания.
Зачистив ремонтную поверхность абразивом Р120, приступаем к шпатлеванию. Не забываем, предварительно обезжирить ремонтную поверхность. Если на ремонтном месте остались следы ржавчины, их следует обработать «преобразователем ржавчины» согласно инструкции на бутылке.
Замешиваем грубую шпатлевку с отвердителем – тщательно перемешивая, чтобы не было розовых прожилок (обычно розовый цвет - отвердителя) и равномерно, шпателем с легким нажимом заполняем ремонтную зону. Не пытайтесь за один раз проделать данную процедуру. Нанесли, подождали минут 10-15, пока шпакля встанет. Обычно, требуется 3-4 замеса и подмазывания, для достижения полного заполнения дефектного места.
Следующий этап – шлифование.
Шлифуем шкуркой с абразивным зерном Р120. Аккуратно, стараясь не залезать за пределы ремонтной зоны. (Иначе лишние царапины – а оно вам надо?)
Для достижения безопасности – обклейте ремонтную зону малярным скотчем, лучше в два - три слоя. Для лучшего контроля, перед шлифовкой, настоятельно рекомендую затереть обрабатываемую поверхность (высохшую шпатлевку) черным проявочным порошком. Будет легче контролировать дефекты (где следует еще подмазать шпатлевки).
Шлифовать рекомендую специальным рубанком, достигается наиболее качественная обработка.
Шлифуя деталь, обращайте внимание на потертости. Если начал выступать металл, то тереть дальше не имеет смысла – нужно добавлять шпатлевки (чтобы заполнить провал, образовавшийся между протертыми участками).
Помните! Шпатлевка гораздо мягче краски (лака), а уж тем более металла, поэтому вытирается шкуркой быстрее и проще. Поэтому, если стал проступать металл на обрабатываемой поверхности, прекращайте шлифование и добавляйте еще слой шпатлевки.
Вышкурив грубую шпатлевку и добившись требуемого результата (как говорят «почти у дела»), следует нанести финишную на все обрабатываемые подозрительные места (а также на все места, обозначенные проявочным порошком) и обработать ее шкуркой на рубанке с абразивом Р220-240. Этим, вы зарежете (затрете) более крупную риску, нанесенную предварительным шлифованием абразивом с зерном Р120, а также плавно зашлифуете все переходы.
Не забываем затирать обрабатываемую поверхность черным проявочным порошком.
Теперь! Когда нам кажется, что все отлично, нанесем еще на всю ремонтную зону резиновым шпателем (желательно белым или прозрачным силиконовым – не оставляет следов черной резины) самую финишную шпатлевку (на фото - это Nitrosoft). Она быстро сохнет, и заполняет все мелкие поры на обрабатываемой поверхности, проколы, раковины и микротрещинки образовавшиеся при высыхании грубой и финишной шпатлевки. Но, это не "панацея", не пытайтесь ей замазать неровности которые ощущаются рукой! Для этого есть - финишная.
Примечание: Боится растворителей!
Значит, после применения этой шпатлевки, растворители для обезжиривания использовать запрещено!
Обезжириваем поверхность под грунт «Антисиликоном».
В итоге, мы должны (и это наша главная задача) получить идеальную поверхность.
Следующим этапом – грунтование и покраска.
При написании статьи, были использованы фотографии материалов фирмы "NOVOL", "MIROX" и "BODY". Это ни в коей мере не означает, что больше нет других производителей и ни в коем случае не является рекламой этих фирм. Выбирать линейку производителей вам. Я, использовал только то, что попалось под руку.
Какая бывает автомобильная шпатлевка
Благодаря автомобильной шпатлевке, которая, в свою очередь, представляет собой вязкую смесь, можно устранить неровности на различных поверхностях, а также изъяны на кузове автомобиля.
В основном, ко всем шпатлевкам без исключения предъявляют три главных требования:
- они должны обладать хорошими сцепными свойствами с подготовленной поверхностью,
- равномерно по ней распределяться,
- а также обеспечивать минимальную усадку после отвердения.
К менее важным свойствам относятся:
- обрабатываемость застывшей шпатлевки
- и ее сочетаемость с лакокрасочными материалами,
- к тому же, в застывшем виде шпатлевка ни в коем случае не должна быть хрупкой.
Составы и составляющие элементы.
В основу нынешних автомобильных шпатлевок входят либо акриловые, полиэфирные смолы, либо нитроцеллюлозные смеси. Также в эту основу добавляют пигмент-краситель и наполнитель для того, чтобы придать объем и облегчение шлифовке. Различают одно- и двухкомпонентные шпатлевки.
Не чересчур модными сегодня считаются однокомпонентные автомобильные шпатлевки, т.к. они высыхают без помощи дополнительных соединений. В свою очередь, их относят к ряду тонких (финишных) материалов. Длительное высыхание, а также большая усадка характерна для однокомпонентных материалов на нитроцеллюлозной основе.
Однокомпонентные материалы на акриловой смоле позволяют пропускать одну операцию в тех-процессе - нанесение под краску подложки, которую профессионалы называют изолирующим заполнителем. Главная особенность таких шпатлевок заключается в удалении микродефектов, например, таких как устранение следов крупнозернистой шлифовальной шкурки.
Наиболее распространены двухкомпонентные шпатлевки на основе полиэфирной или эпоксидной смолы. В течение 5-7 минут до момента нанесения, данный вид шпатлевки необходимо смешать с отвердителем, доля которого равняется 1-4%. Если в состав смеси не входит отвердитель, то в результате он не полимеризуется. В отличие от эпоксидных шпатлевок, полиэфирные характеризуются меньшей усадкой в процессе высыхания.
Эпоксидные автомобильные шпатлевки характеризуются следующими недостатками:
- медленным высыханием,
- из-за температуры невозможно ускорить полимеризацию,
- а также плохая обработка из-за повышенной твердости.
Преимущество состоит в том, что краску на них наносить можно даже без предварительно нанесенного изолирующего слоя. Эпоксидные шпатлевки очень широко применяются во время ремонта деталей, которые выполнены из твердого пластика.
Группировка.
По предназначению автомобильные шпатлевки подразделяются на три группы:
- грубые
- тонкие
- универсальные
Грубые, или крупнозернистые шпатлевки используются для маскировки крупных неровностей кузова или вмятин, пробоин, заплат. Иногда их называют наполняющими - эти шпатлевки включают в себя большое количество наполнителя, который увеличивает прочность материала, уложенного толстым слоем. Такие шпатлевки применяются для воссоздания механических не нагруженных частей кузова.
Для отделки поверхностей, которые предрасположены к нагреву и вибрации, используются шпатлевки с алюминиевым и цинковым наполнителем. Из-за расширения во время увеличения температуры они не растрескиваются.
В высокопрочных автомобильных шпатлевках наполнителем является синтетическое или стекловолокно, которое превращает нанесенный слой в прочный. Именно такой материал можно использовать для латания сквозных дыр в очагах коррозии.
Тонкие, или, как их еще называют, мелкозернистые, финишные шпатлевки используют для удаления мелких изъянов поверхности, например, царапин, легкой волнистости. Благодаря таким материалам создается конечный вид кузова перед покраской.
В связи с тем, что финишные отделочные шпатлевки применяются для разнообразных ремонтных работ, они чаще всего используются для нанесения на чистый металл, на старое заводское лакокрасочное покрытие, а также на обработанные шпатлевки-наполнители.
Современными автомобильными шпатлевками можно заменить как грубые, так и тонкие аналоги. Имея высокую прочность, они могут служить в качестве наполнителя, а за счет однородной структуры создают гладкую поверхность после застывания и обработки. Поэтому чаще всего мастера предпочитают этот вид отделочных материалов для покраски кузова. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые универсальные шпатлевки можно укладывать на голый металл, а другие применяются на подложке - старом покрытии кузова. Характерной чертой некоторых шпатлевок является мягкость, или, наоборот, твердость. Мягкие шпатлевки применяются, когда необходимо ускорить обработку, а твердые используются около крепежных отверстий и на кромках деталей.
Шпатель или пульверизатор?
Благодаря вязкости шпатлевок, их можно наносить шпателем.
В случае труднодоступных мест существуют шпатлевки с менее вязкой двухкомпонентной полиэфирной структурой, которые можно наносить с помощью кисти.
Жидкие автомобильные шпатлевки используют для распыления пульверизатором. Диаметр отверстия распылительной головки должен составлять не меньше 2,5 мм.
Ни в коем случае, нельзя шпатлевку разводить растворителем, т.к. ее свойства от этого значительно изменятся.
Жидкие шпатлевки не являются грунтовкой, но по составу они относятся к полиэфирному материалу и перед тем, как приступить к окраске, на слой жидкой шпатлевки необходимо нанести изолирующий наполнитель.
Специфика применения.
От того, как качественно шпатлевка прикрепилась к кузову, будет зависеть надежность лакокрасочного покрытия, потому что отслоившаяся из-за неправильной технологии шпатлевка подорвет краску или лак. Некачественная адгезия может возникнуть в результате несоответствия покрытий, несоблюдения температурного режима ее нанесения. Производители рекомендуют применять данные материалы при температуре не меньше, чем +50С.
Адгезия шпатлевок может значительно различаться в зависимости от типа поверхности. Универсальные и грубые шпатлевки характеризуются хорошими сцепными свойствами с металлическими поверхностями, но это только в том случае, если на поверхностях нет гальванического покрытия. Осуществить нанесение шпатлевки на оцинкованную, алюминизированную или другую металлическую поверхность можно только в случае соблюдения правил по применению.
Должное внимание необходимо уделить выбору шпатлевки для нанесения на старую краску. Некоторые из таких покрытий сочетаются только с определенными видами шпатлевок. Погрешность в выборе материала станет ясна только спустя пару недель, когда на отремонтированной детали появится контур зашпатлеванного пятна.
Простые полиэфирные шпатлевки не соединяются с пластмассами. Для ремонта бамперов и пластмассовых деталей облицовки выпускают отдельные полиэфирные материалы. А со стеклопластиком хорошо взаимодействуют полиэфирные и эпоксидные смолы.
В основном, популярные производители материалов для кузовного ремонта добавляют в состав лакокрасочной системы «собственные» шпатлевки, сочетаемые с красками и лаками определенного бренда. Это необходимо иметь в виду, если выбираете материалы для ремонта кузова.
Рекомендации по толщине наносимых слоев у разных производителей автомобильных шпатлевок бывает, значительно различаются. Например, одни советуют наносить слои толщиной не больше, чем 1 мм, а другие до 5-10 мм. Зачастую, отечественные специалисты, накладывают шпатлевку более толстым слоем, чем разрешено инструкцией. В таком случае, долговечность ремонта не обеспечивается. Жидкие шпатлевки, в свою очередь, во время распыления ложатся на поверхность слоем в 100-500 микрон.
Сушка и шлифовка.
Высушить нынешние шпатлевки можно или естественным путем, или ускоренным, который заключается в воздействии инфракрасного излучения. Температура для сушки ни в коем случае не должна переходить границы от 600С до 800С, хотя встречаются такие производители, которые допускают нагрев до 1000С. Нельзя забывать о необходимости сушки обработанной поверхности.
Самый неприятный момент для производителей шпатлевок и для тех, кто их использует, заключается в мелкодисперсной пыли, которая вредна для организма человека. Она появляется во время обработки застывшей шпатлевки шлифовальной шкуркой. Для того чтобы избежать ее появления, а также предотвратить засорение шкурки, используется «мокрая» обработка - с увлажнением поверхности водой.
Недостаток такой обработки заключается в том, что структура шпатлевки пронизана мелкими порами, которые забиваются водой и, в результате, приводят к разбуханию материала. Имеются такие шпатлевки, которые, наоборот, не советуют смачивать, потому что после высыхания они могут поменять свой первоначальный объем. В случае если поверхность недостаточно хорошо просушена, влага может привести к отслоению краски или коррозии восстановленной поверхности.
Поэтому перед тем, как нанести шпатлевку, необходимо детально изучить инструкцию и выяснить, какой способ обработки предложен для данного материала: «сухой» или «мокрый».