Грунтовка холста пва

19 ноября 2013 г.
Статьи

Грунтовка холста, 3 часть - а. в. виннер

Состав грунтов и проклеек:

Наименование слоев Рыбный клей или желатин Эмуль-сия ПВА Вода Мел Белила цинковые Глице-рин Масло подсол-нечное Масло касто-ровое Анти-септик: пента-хлор-фенолят натрия Клеевой грунт 1-я проклейка 1 2 10-15 - - - - - 0,01 2-я проклейка - 1 1,5 - - - - - - Грунт для 1-го и последующих слоев - 1 2-4 0,75-1,5 0,75-1,5 - - - - Клееэмульсионный (комбинированный) грунт 1-я проклейка 1 2 10-15 - - - - - 0,01 2-я проклейка - 1 1,5 - - - - - - Грунт для 1-го слоя - 1 2-4 0,75-1,5 0,75-1,5 - - - - Грунт для завершающего слоя 1 0,4 15-17 2,0 2,0 - 0,8-1,0 0,2 0,01

Применение с этой целью скипидарных лаков-мастиксового, даммарного, фисташкового - не приводит к положительным результатам. Не помогают также протирка поверхности полумасляного грунта нашатырем, ацетоном, промывка водой с мылом или смесью пинена со спиртом.

Полумасляные грунты художник обычно приготовляют самостоятельно.

Масляные грунты представляют собой систему, состоящую из проклейки холста водным раствором животного клея и нескольких (1-3), слоев масляных, лучше всего свинцовых, белил.

Грунты этого вида применялись западноевропейскими живописцами: с начала возникновения масляной и масляно-лаковой живописи. На них писали многие русские художники XVIII века, особенно часто ими пользовались русские живописцы второй половины XIX и начала XX веков: в частности Айвазовский, Репин, Крамской, Левитан, Нестеров, Поленов.

Из советских пейзажистов на масляных грунтах постоянно писал Крымов, к ним прибегал Юон.

Масляные грунты для холста, выполненные надлежащим образом из качественных материалов с соблюдением необходимых технологических, особенностей, представляют собой хорошую основу для масляной живописи.

Приготовить самому масляную грунтовку на холсте несложно, но важно помнить условия, при которых получится вполне качественный грунт. Проклейку надо наносить очень тонким, ровным слоем, употребляя животные клеи средней крепости. Для мелкозернистого, плотного льняного холста вполне достаточно одной проклейки; для среднезернистых, менее плотных холстов требуются две проклейки, наносимые возможно более тонким слоем. Как уже отмечалось, перегрузка холста клеем при любом виде грунта недопустима. Она особенно опасна в масляных грунтах, так как в сильнейшей степени способствует жесткости, хрупкости и ломкости грунтового покрытия и приводит к его растрескиванию и разрушению.

При покрытии проклеенного холста свинцовыми масляными белилами или свинцово-цинковыми белилами их следует стирать на хорошо уплотненном, отбеленном, выдержанном длительное время на солнце подсолнечном или ореховом масле. Пленки этих масел впоследствии почти не желтеют.

Масляную краску наносят на холст очень тонким, ровным слоем, предварительно разбавив пасту краски уайт-спиритом или отбеленным на солнце маслом, смешанным в равной части с мастиксовым или даммарным лаком.

Для плотных мелкозернистых холстов достаточно одного слоя масляной краски, для среднезернистых, менее плотных, требуются два слоя, причем второй наносят только после полного просыхания первого в течение 10-12 суток.

Просушивание холстов с масляным грунтом требует не менее 1,5-2 месяцев, если они загрунтованы свинцовыми или свинцово-цинковыми белилами. В тех случаях, когда для грунтовки применялись масляные цинковые белила, холсты следует просушивать и выдерживать не менее 5-б месяцев.

Прежде чем работать на холсте, поверхность масляного грунта подвергают специальной механической или химической обработке, которая заключается в частичном удалении и разрушении поверхностного слоя масляной пленки белил.

Наилучший способ удаления этой пленки - шлифовка поверхностного слоя грунта мелким порошком абразива или мелкой шкуркой. Сошлифованная поверхность должна быть совершенно ровной и матовой. Перед самым началом живописи на этом грунте его протирают еще масляным лаком или облагороженным, уплотненным, на солнце маслом.

И как только его пленка начнет давать отлип, можно писать по грунту красками. В этом случае адгезия красок с грунтом будет наилучшей.

Масляные грунты имеют склонность к растрескиванию, иногда дают сильное отслаивание и осыпание красок. Объясняется это только тем, что художник не обрабатывал соответствующим образом их поверхность перед началом живописи и адгезия красок с грунтом оказалась крайне незначительна.

В. Д. Поленов, часто писавший на масляных грунтах, главным образом фабричного изготовления, следующим образом подготавливал их под живопись: промывал поверхность грунта мылом и чистой водой до тех пор, пока она не начинала смачиваться; после этого тщательно протирал ее тампоном ваты, смоченным смесью из спирта, воды и скипидара. В результате такой обработки верхний глянцевитый слой грунта слегка размягчался и становился до некоторой степени пористым, что обеспечивало в дальнейшем хорошее сцепление красок с грунтом.

На масляных грунтах писал И. К. Айвазовский. Отдельные его полотна, выполненные на холстах с масляным грунтом фабричного производства, со временем стали разрушаться: наблюдалось отслаивание и осыпание красок. По-видимому, в данном случае имело место применение художником холстов с сильно отвердевшим масляным грунтом, поверхностная пленка которого не была удалена или растравлена в необходимой степени тем или иным способом.

Из советских мастеров-пейзажистов постоянно писал на масляных грунтах Н. П. Крымов. Оп прочищал шкуркой натянутый на подрамник и проклеенный по собственному методу холст, а затем последовательно накладывал два тонких слоя свинцовых белил, стертых на облагороженном и уплотненном на солнце подсолнечном масле. Нанеся первый слой и хорошо просушив его 10-14 дней, он прокрывал холст вторым, очень тонким слоем. Загрунтованный таким образом холст выдерживался 3- 4 месяца. Он имел совершенно ровную, идеально белого цвета поверхность, исключительно приятную для живописи. Кроме того, грунт не вызывал чрезмерного пожухания или изменения первоначальной светосилы красок. Касаясь качества своих грунтов, Крымов отмечал: «На чистой белой и плотной поверхности такого грунта очень легко писать красками жиденько, нанося их чуть-чуть, а у зрителя создается впечатление, что красочной массы нанесено на холст много» (1).

Синтетические грунты. В последние годы в ряде западноевропейских стран, в частности во Франции, известной фирмой по изготовлению различных материалов для художников - Лефран стали выпускаться грунтованные холсты, приготовленные на основе синтетических смол и их производных. Эти холсты проклеены поливинилацетатной эмульсией, пластифицированной дибутилсебацинатом, на этой же эмульсии приготовлена и масса для грунта с наполнителем из титановых или цинковых белил.

В 1960 году в лаборатории техники и технологии живописных материалов Ленинградского государственного художественного института имени И. Е. Репина, возглавляемой художником М. М. Девятовым, были разработаны метод и рецептура грунтовки холстов синтетическими материалами. В 1963-1964 годах Художественный фонд СССР изготовил опытные партии грунтованных холстов на синтетических проклейках и грунтах по методу Девятова. На грунтах этого вида была восстановлена часть панорамы «Бородинская битва».

Как же производится проклеивание и нанесение синтетического грунта на холст по методу Девятова?

Вначале обычным способом приготовляется клеевой водный раствор: из осетрового рыбьего клея (на 1 весовую часть сухого клея берут 10-15 весовых частей воды и 0,01 весовой части антисептика - пентахлорфенолята натрия). В готовый клеевой раствор вводится поливинилацетатная эмульсия, пластифицированная дибутилфталатом (2); ее берут в количестве 2 весовых частей на 1 весовую часть сухого клея. Состав хорошо перемешивают деревянной лопаткой, слегка подогревают до 20-25° C и жесткой щетинной щеткой достаточно топким и ровным слоем наносят на холст, натянутый на подрамник. Проклейке дают просохнуть в течение суток, зачищают пемзой поверхность холста, удаляя с нее ворсинки и узелки. Естественно, что после обработки пемзой целостность клеевой пленки нарушается и она в значительной степени утрачивает свое назначение.

Поэтому делают вторую проклейку из одной эмульсии ПВА, разжиженной водой в соотношении: 1 весовая часть ПВА на 1,5 весовой части воды. Раствор эмульсии наносят на холст щетинной кистью или щеткой, ровным, тонким слоем при температуре 16-20° C. Холст сушат в течение суток в горизонтальном положении, чтобы не стекла проклейка. Обработанный вторично холст ни в коем случае не пемзуют.

На просохший, проклеенный холст наносят тонким слоем щеткой или щетинной кистью грунтовочную массу, состоящую из смеси 1 весовой части ПВА, 2-4 весовых частей воды, от 0,75 до 1,5 весовой части мела, от 0,75 до 1,5 части сухих цинковых белил. Чтобы приготовить эту смесь, пигменты-наполнители (мел и белила) замачивают в воде и тщательно перемешивают, а затем вводят в полученный состав эмульсию ПВА, разжиженную водой, вновь тщательно перемешивают массу (желательно при помощи эмульсатора) и процеживают через сито.

Массу грунта наносят на проклеенную поверхность холста быстро, но осторожно, стараясь не размыть клеевую пленку. Через сутки можно накладывать второй и третий слои грунта того же состава. В зависимости от вида холста, метода нанесения и назначения грунта количество каждого наполнителя можно увеличить от 0,75 до 1,5 весовой части.

Приготовленным грунтовочным составом, слегка подогретым до 18-20° C, покрывают тонким и ровным слоем холст, втирая его кистью или щеткой в загрунтованную ранее поверхность, пока раствор не станет вязким под кистью или щеткой. Загрунтованный холст сохнет не менее 5 суток, после чего он готов для живописи.

В тех случаях, когда вместо клеевого грунта хотят приготовить эмульсионный, выполняют все операции по проклейке и первой грунтовке точно так же, как это делалось для клеевого грунта, а для второго слоя берут массу того же состава, что и для клеевого грунта, но вводят в нее 0,8 весовой части уплотненного подсолнечного масла и 0,2 весовой части касторового масла вместо глицерина. Грунтовка ведется, как и при изготовлении клеевого грунта. Загрунтованный холст просушивают 4-5 суток.

Если вместо холста берут картон, прессованные из древесины плиты или доски, первую проклейку делают без рыбьего клея, а пользуются эмульсией ПВА, разжиженной водой в соотношении 1:1,5.

Применяя в течение нескольких лет холсты с этим грунтом для учебных работ, выполняемых студентами Художественного института имени И. Е. Репина, а также основываясь на опыте ряда живописцев, М. М. Девятов и многие ленинградские художники убедились в отличном его качестве, во многом превосходящем эмульсионные холсты фабричного изготовления. Холсты с синтетическим грунтом вполне можно рекомендовать для живописных работ.

  1. ^ - А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 98.
  2. ^ - В дальнейшем мы будем называть её ПВА. Это поливинилацетатная эмульсия - ГОСТ 1000-2-60, марка СВ, пластифицированная дибутилфталатом.

Блог мысовой ирины - грунтовка холста

Проклейка

Столярный и малярный клея легко подвергаются гниению от сырости, а высыхая дают ломкую пленку.

Желатин хорошо растворяется в горячей воде. Рыбий клей предварительно замачивают в холодной воде в течение 12— 20 часов; после набухания клей надо размять в руках и распустить в горячей воде.

Казеин также вначале замачивают в теплой воде 3—о часов, а затем прибавляют 2—3% раствор нашатырного спирта или буры, и помешивание при температуре 50—70°С образует клеевой раствор.

Казеиновый клей мало чувствителен к сырости и загниванию.

Столярный клей сперва размачивают в холодной воде, а затем при нагревании он легко расходится в ней.

Растворы клеев для проклейки не должны быть слишком крепкими, т. е. свыше 8%, потому что тогда клей быстро застывает, не успев проникнуть в толщу ткани, а следовательно, не будет достаточной связи грунта с холстом, кроме того крепкий клей образует толстый и ломкий слой.

Густой и слегка зажелатинированный клей удобен для проклейки редких со скважинами холстов.

Жидкий клей хорошо применять для плотных холстов, ибо он легко проникает в ткань, чем достигается прочность прилипания его к холсту.

Клеевой раствор ниже 5% и слишком разбавленной концентрации не следует употреблять, так как он не образует достаточного слоя и непрерывной пленки на поверхности холста.

Первую проклейку следует наносить очень осторожно, чтобы не допустить следов протекания клея на изнанку холста, так как грунт в этих местах легко вызывает пожухание красок, коробится и становится нестойким, особенно при избытке клея.

Покоробленный холст исправляется подбивкой колков или смачиванием и сильной перетяжкой его во влажном состоянии на подрамнике.

Раствор клея и грунтовочная паста наносятся деревянным ножом или щеткой, в зависимости от состояния клея и качества холста.

В тех случаях, когда грунтуется редкий, с большими скважинами холст, проклейка наносится клеевым студнем ножом или щеткой. В жидком состоянии очень трудно наносить проклейку без протекания клея на изнанку холста. Для разжижения клеевого студня следует слегка подогреть на водяной бане.

Плотные холсты проклеиваются и холодным и теплым раствором клея щетинной кистью и щеткой (лучше с жестким коротким волосом).

Жесткая щетка плотно покрывает холст, не оставляя отверстий, и позволяет наносить грунт несколько раз тонким слоем.

Клей в виде студня не проникает внутрь ткани, поэтому слабее связывает холст с грунтом; при употреблении в жидком и теплом виде клей легко проникает в толщу ткани и лучше закрепляется в его волокнах.

Чтобы нанести клеевой слой равномерно, достаточной толщины и плотности по всей поверхности холста и во избежание вспенивания клея необходимо водить щеткой или кистью сначала в одном направлении, а затем в противоположном.

По окончании нанесения проклейки массу продолжают разравнивать щеткой без погружения ее в раствор клея, а избыток клея на поверхности холста удаляется ножом или шпателем.

Для придания эластичности проклейки следует в раствор клея вводить небольшое количество смягчителей.

В качестве веществ, устраняющих хрупкость и ломкость проклеек и грунта, применяют глицерин, мед, касторовое масло, желток яйца и др.

Избыток глицерина вреден, так как вследствие большой гигроскопичности глицерин задерживает высыхание, сообщает пленке неустойчивость и вызывает загнивание, особенно при употреблении плохо очищенного столярного клея.

Кроме того глицерин со временем окисляется, разлагается и улетучивается и, следовательно, пленка, лишаясь смягчителя, по высыхании становится хрупкой и ломкой. Мед также смягчает грунт и предохраняет клей от быстрого высыхания, пока он не закристаллизовался. Одним из лучших смягчителей грунта является касторовое масло. При использовании его в проклейке грунт медленно сохнет, и по высыхании проклейка сохраняет мягкость и эластичность.

Единственное неудобство в применении касторового масла заключается в нерастворимости его в воде, поэтому в проклейку и грунтовку приходится вводить его в виде эмульсии, что ни в какой степени не снижает их качества.

Праильная грунтовка холста.. форум художников. форум сайта artnow.ru

Как художник - я любитель, но пишу очень давно. Перепробовал много разныхгрунтов.Последнее время пишу только на клеевых.Для первой проклейки беру5 - 6 - процентный раствор желатина и когда он загустеет но еще не потеряетсвоей текучести - проклеиваю холст. Для второй проклейки беру клей ПВАразвожу его пополам с водой и наношу на холст.Для следующих проклеекиспользую более жидкий клей - развожу ПВА в отношении одна часть клеяи две части воды и проклеиваю еще 2-3 раза, чтобы полностью закрыть поры Для грунта я использую сухую шпаклевку ( продается в строительных маг.)Беру 1 объем клея ПВА 1 объем сух. шпаклевки 2 объма водыПолученной таким образом краской покрываю холст 1-2 раза.Для проклейки и нанесения грунта пользуюсь сапожной щеткой. Никакихсмягчителей и консервантов не добавляю.Это лишнее. ПВА клей эластичныйУ нас здесь нет выбора худ. материалов.Приспосабливаемся к тому что есть.Я пишу на обыной бортовке.Для хороших холстов возможно потребуется меньшеечисло проклеек.Да и вместо сух. шпаклевки лучше брать обычный порошковыймел или сухие белила.

Как нарисовать? - diesel forum

в СилкВее есть отдел для художников - налево от входа, до конца, по правой стороне. Там холсты, грунтовка, и уже загрунтованные холсты, и краски и кисти, растворители для красок. Правда это отдел для небедных художников. Хотя по-моему кисти для масла в подземке у ЦУМа так же стоят - там набор, синтетические флейцевые, недорогие они.

Такой же отдел в 1000мелочей точно.

Ещё в Детском мире на пр. Мира есть такое.

Для художников скромных же... рамки заказываются у плотников (в подвальчике библ. Чернышевского может и сейчас работают), холст - ткань на Мадине или Ошском, плотный наперник подойдёт. Влажная ткань натягивается на раму - туго, закрепляется хорошими канц. кнопками с внешней или обратной стороны на раме. Тут сноровка нужна - чтобы натянуть ровно, без перекосов. Далее грунтовка холста - ПВА, разбавленный водой, несколько слоёв (2-3 вроде, последующий после просыхания предыдущего). ПВА разбавляется для того, чтобы ложился ровно, без полос (широкой кистью флейцевой, на стройрынке покупается), и пропитал всю ткань, а несколько слоёв - чтобы на просвет не было видно дырочек, не жирным слоем однако - вы рисуете всё же на холсте, а не на засохшем клее одном, но если без клея - вся краска впитается в ткань.. в общем это будет невозможно.Растворитель-разбавитель-кистеотмыватель для масла - уайт-спирит. Воняет он правда, но дёшев...

Масло сохнет несколько дней. нужна палитра, на которой будете смешивать краски. Тарелка старая плоская, кафельная плитка, а лучше - пластина оргстекла.. ну или чего-то подобное.

Если рисовать гуашью, да и вообще... на бумаге, в общем - то нужна не рама, а .. рама, закрытая гладкой фанерой. Планшет типа... Ватман (хороший ватман!) макается в воду быстро, а потом быстро, чтобы не затереть до катышков, расправляется на планшете, закрепляется кнопками же с обратной стороны. После высыхания - отлично самонатягивается и не корёжится потом.

После окончания работы лист аккуратно срезается резаком по линейке, по желанию оформляется в раму, т.е. предусмотрите запас по краям при срезании.

Для изготовления профессионального холста, качественно загрунтованного... наперник уже не годится, ингридиентов грунтовки требуется побольше, и уайт-спирит тоже не катит, нужно масло какое-то... оно кстати тут бывает в вышеперечисленных отделах... за этими рецептами можно прогуляться в Интернет и хорошо поискать.

Но для ученичества достаточно и перечисленного, имхо...

Больших успехов!

Сообщение отредактировал пользователь ПсихАналитик - 28.2.2007, 13:21

Социальная сеть kp.ru

© ЗАО ИД «Комсомольская правда», 2013.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Екатеринбургский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда», ул. Мамина-Сибиряка, 52, оф.302, Екатеринбург, ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 620075, контактный телефон: +7 (343) 379-27-72.E-mail: [email protected] Студия радио «Комсомольская правда» в Екатеринбурге - контактный телефон: +7 (343) 253-33-03.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав: [email protected]

Для читателей. Нам важно ваше мнение: (495)777-02-82, 8-800-200-0057 (бесплатно для жителей РФ).