История штукатурки
Ссср - самстрой самостоятельному строителю рекомендует: история штукатурки
Как обычно, при рассмотрении нового стройматериала, хочется погрузиться в историю. Штукатурка приходится своеобразным братом-близнецом кирпича: появились практически одновременно в одном и том же месте - Месопотамии.
Ареол распространения этого материала в далекой древности охватил весь Восток: от Египта до территории современного Казахстана. Сохранившиеся архитектурные постройки (с нанесенной штукатуркой) свидетельствуют о том, насколько качественно изготавливался материал. Но захватывает дух от того, что видишь на этой штукатурке: если цвета и краски впечатляют сегодня, то как это выглядело пару тысяч лет назад? В предыдущем выпуске, посвященному кирпичу, отмечалось, что одно из первых письменных упоминаний находится в Библии. Штукатурка не исключение. В одном из повествований упоминается, что стены дворца в Вавилоне были покрыты известью (прототип штукатурки). А в другом информационном источнике того времени - на глиняной оштукатуренной табличке - можно узнать следующее: находишь "правильную" известь и обжигаешь при температуре 1000°С. После чего добавляешь воды. Получается липкая масса, которая и шла на оштукатуривание стен. Как видите, рецепт древней штукатурки достаточно прост.
Египтяне, любители красоты и изыска, для которых длительность строительства ничего не значило - главным было качество и конечный результат - оценили возможности штукатурки по достоинству. Более того, они улучшили свойства растворов. А стремление египтян к исключительной ровности стен можно назвать образцовым - прошло столько веков, а мы до сих пор восхищаемся обломками их культуры. Вот уж кого не стыдно было пригласить штукатурить свой дом (но, прочувствовав дух нашего времени, сколько бы они запросили за 1м2).
Идя по временной прямой, мы подходим к Римской империи. Как гласят источники, один из римских архитекторов прагматично заметил, что мраморная пыль, остающаяся после полировки и резки мраморных плит, может пойти в дело - ею можно выравнивать стены и потолок. Со временем эта технология была доработана, и нам она известна как "венецианская штукатурка". И если раньше перед штукатуром стояла задача сделать стену ровной, подготовив к дальнейшей работе, то с "венецианской" штукатуркой дело обстоит иначе. Теперь мастер должен владеть равным образом, как штукатурным мастерством, так и художественным искусством.
www.dekormaster.ru
Приведенные два примера "венецианской" штукатурки (а их гораздо больше) согласитесь, внешне ничем не отличается по виду от мрамора.
Но не оставим в небрежении и российских строителей. Есть всемирно известные строительные шедевры, как-то
И как видно, штукатурные вставки весьма украшают кирпичные стены.
А многочисленные здания Санкт-Петербурга XVIII века. Многие стоят в первозданном виде, некоторые до сих пор не реставрировались - нет необходимости.
Мы всего лишь бегло просмотрели историю штукатурки, многие исторические примеры опустили. Но даже этот обзор показывает, что штукатурка - это востребованный материал, его постоянно совершенствуют, при должном подходе может прослужить не одно столетие. Но как работать с этим материалом? Смотрим дальше...
"СССР - Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомедует" - №3
История венецианской штукатурки
ИСТОРИЯ ВЕНЕЦИАНСКОЙ ШТУКАТУРКИ
Истоки венецианской штукатурки уходят за сотни лет назад, учёные утверждают, что её древний предшественник был разработан 9000 лет назад в Месопотамии - теперь Сирии, Ираке и Иране. Конечно, внешний вид штукатурки в те времена был очень грубым.
В других странах использовались аналогичные материалы с более сложным составом, например, могилы в Египте были покрыты раствором из извести и гипса. Штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном городе использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище розовый город. Китай использовал толстый слой штукатурки для покрытия грубых каменных стен. И этот список можно продолжить. От Ближнего Востока до Индии, от Египта до Китая, Греции и на древней римской империи, штукатурка использовалась почти повсюду в древнем мире.
Термин «Венецианская штукатурка» получил своё распространение в Венеции, в период эпохи Возрождения.
Венеция часто упоминается как "плавающий город", ссылаясь на тот факт, что она расположена на 118 островах, через которые протекают более 100 каналов. Многие здания построены на высоте с использованием деревянных палок в качестве основы, с комбинацией кирпича и штукатурки. В те времена самым распространённым материалом считался мрамор, но из-за своей тяжести использовался в ограниченных масштабах. Архитекторы считали, что чрезмерное использование мрамора в пределах города будет иметь опасные последствия, вплоть до затопления острова.
Другой причиной ограниченного использования мрамора в Венеции, являлась его высокая стоимость и сложность в обработке.
Поскольку мрамор уже не являлся разумным вариантом для декоративных целей, венецианцы украшали свои дома специальными красками такими, как смут, фрески и encaustos. Но из-за уникального микроклимата Венеции часто возникали проблемы с использованием краски на поверхностях фасадов зданий. Постоянные туманы, соляные пары и повышенная влажность вызывали серьезные разрушения красочного слоя на стенах.
Сохраняющаяся проблема ухудшения стен породила очень интенсивный поиск материала, который по своим свойствам должен быть прочным как мрамор и иметь столь же престижный вид. После многолетних экспериментов, венецианцы разработали уникальный продукт, который дошёл в неизменном виде до наших дней. Продукт "Stucco Veneziano", который переводится как "венецианская штукатурка".
"штукатурка - еще 7000 лет назад"… история штукатурок, состав штукатурок.
Как было сказано в предыдущей части статьи, темой нашего сегодняшнего разговора будет "штукатурка". Кое-что об этом материале уже говорилось в статье "…Из Древнего Рима…". Тогда речь шла о декоративных отделочных материалах, и мы познакомились с венецианской штукатуркой. Что касается штукатурки в широком понимании этого слова, то, прежде всего, она представляет собой отделочный выравнивающий слой, наносимый на различные поверхности. Такими поверхностями являются, в первую очередь, стены и фасады домов, а также колонны, перегородки и элементы декора интерьера. В "обязанности" штукатурных покрытий входит не только выравнивание поверхностей перед отделкой, но и их защита от атмосферных воздействий и от крайне нежелательных воздействий огня. К тому же эти покрытия хороши своими звуко- и теплоизоляционными свойствами.
Если обратиться к истории штукатурок, то, как уже было сказано в цикле статей "Настенные покрытия", появились они еще у древних цивилизаций. Но в отличие от венецианской штукатурки, "рожденной" в Древнем Риме, штукатурка как выравнивающее покрытие берет свое начало в Древнем Египте. Там она использовалась еще 7000 лет назад. Основными элементами нашей древнеегипетской героини были обожженный гипс и глина. Напомним, что гипс, согласно Словарю Естественных наук, - это "минерал или осадочная горная порода, состоящая в основном из водного сульфата кальция. Гипс применяется при производстве вяжущих веществ, штукатурного гипса…". Раз уж мы дали определение гипсу, то не будем обижать и глину. Глина, согласно тому же Словарю, - это "пластичная осадочная горная порода, состоящая из тончайших частиц. При замешивании с водой глина образует вязкое тесто, которое при высыхании сохраняет приданную форму". В Древнем Египте глина исполняла роль шпаклевки, а смесь глины и гипса - и шпаклевки, и штукатурки. 7000 лет назад Древние египтяне для подготовки и отделки поверхностей вполне обходились этими двумя природными материалами, но со временем штукатурная смесь стала усовершенствоваться, и в ее состав вошли кварцевый песок и известь, вытеснив глину.
Любой строительный материал проходит эволюцию. Не миновала сия участь и нашу героиню. В разные времена в ее состав вводились такие материалы, как смола, яичный желток, размельченные камни и др. Любопытно, что в прошлые века мастерство штукатура приравнивалось к мастерству художника, но, к сожалению, в отличие от живописцев, имена штукатуров, придававших дворцами неповторимый вид, были преданы забвению.
В России в XIX веке в состав штукатурки ввели цемент, что положительным образом отразилось на покрытиях.
Сегодня для производства этого материала используются известные с древних времен известь и смолы, а также ряд новых компонентов: различные кислоты, клеи, цемянка - молотый кирпичный щебень, жидкое стекло, пигменты, битумы и многие другие.
Современные штукатурные смеси представляют собой как раствор (монолитная штукатурка), так и "самостоятельные" листы. В виду их "самостоятельности" говорить о листах штукатурки, как о вспомогательном материале мы, не будем и посвятим этому строительному материалу отдельный разговор в отдельной статье. Что же касается монолитной штукатурных материалов, то они являются ни чем иным, как затвердевшим слоем, нанесенным на поверхность стены, колонны и т.д. А теперь сосредоточим свое внимание на обычных и специальных штукатурках.
Обычными" принято называть покрытия, используемые для выравнивания поверхностей (стены, фасады и т.д.). В зависимости от назначения строения, в котором применяется данный материал, отделочные работы могут носить разный характер. Подвальные помещения, служащие для складирования чего-либо (на тот случай, если это "чего-либо" вдруг понадобится хозяевам), как правило, не требуют высококачественной штукатурки и отделки стен. Для этого можно использовать упрощенный вариант штукатурки, то есть покрыть стены одним слоем этого материала, который будет повторять рельеф стены. В случае, если подобные помещения подвержены воздействию влаги, целесообразно применить водонепроницаемые штукатурные материалы (о ней мы еще поговорим). В подавляющем большинстве подвальные помещения домов являются частью их фундамента и выполнены из бетона (кирпича). О гидроизоляции фундамента было рассказано в статьях "Гидроизоляция" (части 1-я и 2-я). Что же касается штукатурки подвальных помещений, то, как бы мы не пытались убедить владельцев загородных домов в том, что эти помещения являются "второстепенными" и для приема гостей не предназначены, сегодня большинство обладателей загородного жилья предпочитают простой штукатурке подвалов высококачественную. Она предполагает использование маячков, уровня и отвеса. Эта тема также будет предметом нашего отдельного разговора.
Основой большинства штукатурных материалов служат либо цемент, либо гипс. Говоря о цементных штукатурках, в первую очередь, отметим, что наносятся они на предварительно загрунтованные поверхности, выполненные из гипсовых плит, бетона (газобетона) и кирпича. Производятся штукатурные покрытия в виде сухих смесей и продаются в бумажной упаковке. Помимо основного элемента - цемента, с состав этих покрытий входят: песок, минеральные наполнители и различные добавки. В зависимости от места применения этот материал имеет разновидности. Цементные штукатурные материалы, предназначенные для нанесения на фасады домов, содержат специальные добавки, позволяющие продукции быть морозо- и влагостойкой, а также устойчивой к солнечным излучениям. Для помещений с повышенной влажностью производятся цементные штукатурки, содержащие известь.Этот материал, впрочем, как и все вспомогательные материалы, наносимые на "чистые" поверхности, "требует" от этих поверхностей максимальной подготовки, которая заключается в удалении жира, масел и грязи. Цементное штукатурное покрытие, представляющее собой сухую смесь, только тогда становится штукатуркой, когда в него добавляется вода в пропорциях - на 0, 25 л на 1 кг смеси. "Каша" перемешивается с помощью бетономешалки или дрели со специальной насадкой (в случае отсутствия таковых "операция" проделывается вручную с использованием шпателя или лопаты). Полученная масса "набрасывается" на поверхность мастерком, после чего начинается процесс выравнивания. Для этого применяют терки и правило. На начальной стадии отвердения покрытия заглаживается цементная штукатурная смесь полутерком. Количество слоев может варьироваться от 1-го до 3-х..
Об особенностях высококачественной штукатурки мы поговорим в следующей части статьи.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии: сайтов tursinfo, buzlanov, homepage.corbina, портала "Ваш Дом"
История венецианской штукатурки
Вы когда-нибудь видели блестящую штукатурку на стенах в Италии?
Эти стены, которые со временем становятся только красивее, сделаны по технологии «Decorative Stucco», или просто декоративной штукатурки. Термин «Венецианской штукатурки» обозначает ту же самую технологию. Многие дома в Италии имеют стены из мрамора или другого камня.
Огромные, тяжелые плиты и блоки построены для создания стены исключительной красоты и элегантности, стоящей на протяжении тысячи лет. В Венеции, однако, нельзя было использовать мрамор или камень для стен любой структуры. Архитекторы и дизайнеры города, построенного в воде, использовали камни только по мере необходимости для несущей части фундамента. Остальная часть здания должна быть построена с минимальным весом.
На протяжении многих лет, Венецианские архитекторы и дизайнеры экспериментировали со многими методами и материалами в поисках пути закончить стены, которые стали бы такими же элегантно крепкими, как те, что в городе на материке. Так и появилась на свет Венецианская штукатурка.
Техника заключалась в ручном нанесении нескольких слоев штукатурки на стену со слоями для создания декоративных эффектов. Эти декоративные слои из гипса, сделанного из порошка, измельченного мрамора или известняка, тонко наносятся для создания отделки стен, которая придает визуальную глубину и богатство, натуральную элегантность камня или мрамора. Со временем, по мере того как как известь кристаллизуется под действием воздуха (карбонизация), штукатурка возвращает себе исходное состояние камня, создавая отделку стены, которая прочнее любой красочной.
Сегодня, Венецианская штукатурка привлекла внимание архитекторов и дизайнеров по всему миру. Окунитесь в классический мир прошлого с этим декоративным покрытием. Древняя полированная штукатурка, известная сегодня как венецианская штукатурка, Марморино (Marmorino) или Стакко Венециано (Stucco Veneziano), применялась в качестве отделочного материала примерно с 900-х годов до нашей эры. Эта штукатурка, которую древние египтяне использовали в архитектурных пространствах, славилась своей долговечностью и стойкостью к воздействию плесени и милдью.
Приблизительно на пороге 17 века знаменитый итальянский архитектор Андреа Палладио вернул этот материал к жизни после веков забвения в строительстве и архитектуре. Благодаря широкому применению при строительстве зданий в Венеции и ее окрестностях материал снова стал популярен, и его стали называть венецианской штукатуркой, венецианской штукатуркой Марморино или Стакко Венециано.
Один из наиболее влиятельных европейских архитекторов, создатель классического архитектурного стиля Палладио, принципы которого были позднее использованы в строительстве неоклассических домов и особняков. Выполненные по проектам Палладио фасады и внешняя отделка зданий получили огромное признание благодаря сочетанию классических линий с простотой, присущей эпохе Ренессанса.
Но очевиднее всего мастерство Палладио проявилось в планировке интерьеров, не только радующих глаз, но и позволявших владельцу дома эффективно использовать внутренний объем здания.
Кроме того, из-за расположения Венеции на уровне моря значительное внимание уделялось стойкости построек к воздействию плесени и милдью. Наиболее известные работы Палладио – особняки в Виченца и Венеции и их окрестностях. Среди других его творений заметны три величественных церкви в Венеции: Сан Джорджо Маджоре, Иль Реденторе и Санта Мария делла Презентацьоне, Ле Цителле.
Говоря языком архитектуры, Палладио перекинул мост от высокого Ренессанса к барокко. Творчество Палладио оказало значительное влияние на Иниго Джонса, Кристофера Рена и других британских архитекторов, которые прокладывали путь георгианскому архитектурному стилю.
Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 г. в Падуе, Италия. Свое настоящее имя, Андреа ди Пьетро делла Гондола, он изменил на Палладио в то время, когда ближе к 30 годам начал обучаться у итальянского поэта Джанджорджио Триссино. Под влиянием Триссино Палладио побывал в Риме, где с особым усердием изучал памятники древности работы римского архитектора Витрувиуса.
К 1540 г. Палладио выполнил проектирование ряда особняков в окрестностях Виченца, а десятью годами позже построил особняки для богатых торговцев в Венеции. В 1560 г. ему было поручено выполнить работы по оформлению трапезной Бенедиктинского монастыря на о. Сан Джорджо Маджоре. Список известных архитектурных сооружений Венеции, автором которых стал Палладио, завершают три величественные церкви, упомянутые выше. В 1554 г., спустя 100 лет после изобретения печатного набора подвижными литерами, Палладио написал и опубликовал свою первую значительную книгу «Римские древности», которая оставалась основным справочным пособием по античной архитектуре вплоть до 18 века.
В 1570 г. Палладио опубликовал работу «Quattro Libri dell'Architettura», которая в1571 г. была переведена на английский под названием «The Four Books of Architecture» («Четыре книги об архитектуре»). Этот труд внес огромный вклад литературу, посвященную архитектуре, и остается актуальным и по сей день. Работа до сих пор переиздается и во всем мире признается каноническим учебником по архитектуре. Андреа Палладио умер в Винченца в 1580 г.
Проекты, выполненные с применением известковой штукатурки, венецианской штукатурки и штукатурки Марморино
Церкви
- Сан Джорджо Маджоре, Венеция, Италия 1565 г.
- Иль Реденторе, Венеция, Италия, 1576 – 1577 гг.
- Темпьетто (капелла Барбаро), Мазер, Тревизо, Италия, 1579 – 1580 гг.
Дворцы и частные дома
- Палаццо Кьерикатти, Виченца, Италия, 1550 г.
- Палаццо Тьене, Виченца, Италия, 1545 г.
Общественные здания
- Базилика, Виченца, Италия, 1549 г.
- Лоджия дель Капитаниато, Виченца, Италия, 1571 г.
- Театро Олимпико, Виченца, Италия, 1579 – 1580 гг.
- Проектирование Лоджия Бернардо Палладио начал в 1571 г. Три арки, расположенные со стороны фасада, поддерживались опорами с «огромными» полуколоннами.
Особняки
- Вилла Триссино, Криколи, Виченца, Италия, 1530 – 1537 гг.
- Вилла Пьовене, Лонедо, Виченца, Италия, 1538 г.
- Вилла Годи в Лонедо, Виченца, Италия, 1538 – 1542 гг.
- Вилла Форни Черато, Монтеккио Прекальчино, Виченца, Италия, 1540 – 154(?) гг.
- Вилла Вальмарано, Вигардоло ди Монтичелло, Виченца, Италия, 1541 г.
- Вилла Пизани, Баньоло, Виченца, Италия, 1544 г.
- Вилла Пойана, Пойана Маджоре, Виченца, Италия, 1545 – 1555 гг.
- Вилла Арнальди, Меледо, Виченца, Италия, 1546 – 1563 гг.
- Вилла Гаццотти-Марчелло, Бертезина, Виченца, Италия, 1547 г.
- Вилла Ангарано, Ангарано ди Бассано дель Граппа, Виченца, Италия, 1548 г.
- Вилла Тьене, Куинто Вичентино, Виченца, Италия, 1550 г.
- Вилла Пизани Монтаньяна, Падова, Италия, 1553 – 1555 гг.
Asa-decor. история венецианской штукатурки.
Венецианская штукатурка, Marmorino, история.
Marmorino Veneziano – это декоративная штукатурка, используемая для отделки стен. Ее освоили еще в древнем Риме, но популярность пришла к ней во эпоху Возрождения, около 500 лет назад, в Венеции.
Она делается из мраморной крошки и известкового теста, которое может быть окрашено для приобретения определенного цвета. Материал может быть использован для создания множества текстур, от полированного мрамора до дикого камня. Широко используемая в Италии, Marmorino Veneziano особенно хорошо распространилась в Северной Америке, а теперь и по всему миру. Из-за требующегося для ее нанесения мастерства, она удостоилась верхней полки ценового предложения. Поэтому множество примеров использования данного материала и техники можно увидеть в престижных общественных зданиях, барах и ресторанах.
Ее водоустойчивость и антибактериальные качества также хороши, как и производимый ею визуальный эффект, что делает ее привлекательной для отделки ванных комнат и других влажных помещений. Не ограниченная использованием в интерьерах, венецианская штукатурка также применялась для отделки фасадов.
История
Maрморино также известна, как классическая Венецианская штукатурка, однако изобрели ее гораздо раньше, времена древнего Рима. Сегодня мы видим свидетельства столь раннего ее появления в Помпеях и различных сооружениях Рима. В дополнение к этому, о венецианской штукатурке упомянуто также в труде Витрувия «De Architectura», относящемуся к первому столетию Рима до нашей эры. Марморино была открыта заново столетиями спустя, после того, как в 15-ом столетии были обнаружены трактаты Витрувия. Эта «новая» штукатурка отлично отвечает эстетическим требованиям классических идеалов, которые вновь стали в то время актуальны.
Первой записью о работе с Марморино был контракт о строительстве с монахинями Santa Chiara в Мурано в 1473 году. В этом документе написано, что перед тем как Марморино была применена, стены были подготовлены с использованием строительного раствора сделанного из извести и керамики, полученной из остатков кирпичей и старой черепицы.
Теперь, для лучшего понимания причины популярности Марморино в Венеции, требуется пояснить два факта. Первый заключается в том, что в городе, разросшемся над водой, существовал постоянный поток таких строительных материалов, как песок и отходов строительного производства. Таким образом, использование Марморино было успешным не только потому что подложка изготавливалась из остатков терракотовой глины, но также и само покрытие, Марморино изготавливалось из осколков камня и мрамора, которых в строящемся городе было предостаточно. Эти составляющие перемешивались с известью для создания Марморино.
Кроме того, Марморино сопротивлялась окружающей влажности лучше, чем почти любая другая штукатурка. Вдобавок к этому Марморино обладает большой воздухопроницаемостью в силу, используемой ее составе, извести, в то время как терракотовая глина обладает хорошими гидроизоляционными свойствами. Второй момент заключается в том что благодаря новой штукатурке отличный эстетический результат мог быть достигнут в эпоху возвращения классического Греко-Римского стиля, при меньших нагрузках на фундамент, нежели при отделке стен каменными плитами.
Обычно Марморино была белой для имитации Истрийского камня, который особенно часто использовался в архитектуре Венеции, но иногда декорировался фресками для имитации мрамора, который венецианские торговцы брали домой, возвращаясь из экспедиций на восток. (В этот период Республики Венеции торговцы обязывались привозить домой добытые драгоценности и экзотический мрамор, как дань красоте их родному городу).
Марморино поддерживала свой престиж на протяжении столетий до конца 1800-ых годов, когда интерес к ней стих, в результате чего, она теперь чаще всего применялась только как более экономичное по сравнению с мрамором решение. Только в конце 1970-ых годов, отчасти благодаря архитектору Карло Скарпа, использующему Марморино, это техника отделки вновь стала интересна лучшим современным архитекторам.
В течение примерно 10 лет заводы также интересовались Марморино, которая в то время производилась исключительно ремесленниками. Сегодня, однако, Марморино можно найти также с добавлениями клейких составов для возможности ее применения на нетрадиционных поверхностях таких как гипсокартон или деревянные панели.
Пример использования венецианской штукатурки в экстерьере в Ванкувере: