Грунтовка масляная bak i v

30 октября 2013 г.
Статьи

Грунтовка картона

Описание отсутствует.

Как выполнять грунтовку поверхностей для малярных работ

Грунтовка поверхностей - одна из основных операций, которая проводится для создания дополнительного слоя, обеспечивающего прочное сцепление краски с поверхностью. Образуя на поверхности тонкую водонепроницаемую плёнку, грунтовки, кроме того, обеспечивают равномерное впитывание окрасочного состава, что позволяет получить ровное однотонное покрытие. Без грунтования выполнить качественно окраску невозможно.

В зависимости от качества поверхности грунтовку наносят в один или несколько слоев. Грунтуют только сухие поверхности: каждый новый слой грунта наносят на хорошо высохший предыдущий слой. Последний слой грунтовки следует тщательно растушевать, т. к. в противном случае на обрабатываемой поверхности остаются полосы, влияющие на чистоту окраски. Если окрашивание предполагается выполнить за один раз, то растушёвку грунтовки и краски нужно проводить в противоположных направлениях: грунтовки - горизонтальными штрихами, а краски - вертикальными. Штрихи, перекрещиваясь, позволят получить более ровную окраску поверхности.

Как правило, грунтовки имеют строго определённое назначение, например только для клеевых или известковых окрасок, но бывают и универсальные.

Под известковую окраску рекомендуется применять грунтовки, приготовленные на извести-кипелке или известковом тесте с добавлением мыла и олифы. Такие грунтовки называют мыловаром.

Грунтовка-мыловар

На 10 л состава потребуется: 2-3 кг известкового теста или 1-2 кг извести-кипелки (комовой негашёной), 200 г хозяйственного мыла (40%-ного), 100 г олифы и вода. Мыло нарезают мелкими стружками и растворяют в 2-3 л кипящей воды. В горячую мыльную воду тонкой струёй добавляют олифу, после чего тщательно перемешивают до получения однородного состава (эмульсии). Полученную мыльно-масляную эмульсию медленно вливают в известковое тесто, после тщательного перемешивания смесь разбавляют водой и процеживают через частое сито. Если применяют известь-кипелку, то её гасят в 5 л воды и во время гашения в раствор постепенно добавляют, непрерывно помешивая, эмульсию. На поверхности готовой грунтовки не должны плавать капли масла.

При обработке сильно закопчённых поверхностей в составе мыловара нужно увеличить содержание мыла в 2 раза и олифы в 3-4 раза.

Грунтовка-мыловар пригодна как под известковые, так и под клеевые составы (при условии, что в красках используются щёлочестойкие пигменты), однако для клеевой окраски лучше приготовить купоросную или квасцовую грунтовку.

Купоросная грунтовка. На Юл состава: 100-150 г медного купороса, 250 г хозяйственного мыла (40%-ного), 200 г сухого столярного клея, 25-30 г олифы, 2-3 кг просеянного мела. Сначала в эмалированной посуде в 3 л кипящей воды растворяют медный купорос. В другой посуде в 2 л воды варят клей; мыло растворяют отдельно в 2 л воды, вливают в клей и тщательно перемешивают. В горячую мыльно-клеевую жидкость постепенно вводят при постоянном перемешивании сначала олифу, а затем раствор медного купороса. После остывания в полученную смесь добавляют мел и доливают до объёма 10 л. Готовую грунтовку (однородная жидкость зеленовато-голубоватого цвета) процеживают через частое медное сито или несколько слоев марли и сливают в деревянную или эмалированную посуду для хранения.

Квасцовая грунтовка. На Юл состава: 150 г алюмокалиевых квасцов, 200 г хозяйственного мыла (40%-ного), 200 г сухого столярного клея, 25-30 г олифы, 2-3 кг просеянного мела. Растворить в 3 л кипящей воды квасцы, в другой посуде (в 2-3 л кипящей воды) - клей. Мыло также лучше растворить - отдельно в 2 л горячей воды. В раствор клея влить мыльный раствор, перемешать и добавить олифу. Затем в полученную эмульсию при постоянном помешивании влить раствор квасцов, остудить, всыпать мел и разбавить водой до указанного объёма, после чего грунтовку тщательно перемешать и процедить.

Грунтовочные водные составы наносят маховыми кистями в 1-2 слоя. В процессе грунтования кистью надо водить последовательно сначала в одном (например, продольном), а потом в другом (поперечном) направлении. Если после просыхания грунта остаются тёмные полосы или пятна, поверхность грунтуют ещё раз. Покрывать загрунтованную поверхность колером можно только после полного высыхания грунтовки (примерно через сутки).

Если поверхности сильно закопчены и их приходится грунтовать 2-3 раза, первую огрунтовку выполняют крепким (концентрированным) горячим составом с температурой 70-80 °С, вторую - несколько более слабым по концентрации тёплым составом (40-50 °С); для третьего слоя применяют ещё более слабый состав, слегка тепловатый или холодный. Снижение температуры необходимо, чтобы каждая последующая огрунтовка не могла "расплавить" ранее нанесённую. Грунтовки разной концентрации получают за счёт увеличения или уменьшения соответственно количества воды либо количества купороса, квасцов и мела, против указанного в рецепте. Хранить грунтовки под клеевую окраску рекомендуется не более 2 сут с момента приготовления.

В качестве грунтовки под масляную окраску при обработке металлических, оштукатуренных и деревянных поверхностей используется олифа в чистом виде либо с добавкой небольшого количества пигментов или тёртой краски. Красящие вещества добавляют в олифу для того, чтобы во время работы видеть пропуски и др. погрешности в огрунтовке и вовремя их исправлять. Чтобы олифа глубже проникала в дерево или штукатурку, её подогревают, затем добавляют пигменты, перемешивают и наносят на поверхность за 1-2 раза.

В случае улучшенной или высококачественной отделки поверхность сначала грунтуют, шпатлюют, затем перед окраской тщательно олифят либо (что предпочтительней) ещё раз грунтуют жидкой масляной краской того же цвета, что и основной состав. Для этого густотёртую масляную краску разводят натуральной олифой в соотношении 1:1 (2). Олифу вливают в краску, всё тщательно перемешивают и процеживают через частое сито. Иногда в состав грунтовки вводят растворитель РС-2 (до 100 г - на 1 кг олифы).

Под ред. А.Богданова

Zakupki.org.ru: заполнение оконных проемов с установкой подоконных

Кол-во/объем товаров/услуг 1. Демонтаж оконных коробок: в каменных стенах с отбивкой штукатурки в откосах- 100 шт/0,11; - Строительный мусор-т/1,17; 2. Снятие оконных переплетов: остекленных- 100 м2/0,29; - Строительный мусор- т/0,97; 3.Снятие подоконных досок: деревянных в каменных зданиях- 100 м2/0,09; -Строительный мусор- т/0,3 4.Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема до 2 м2 одностворчатых- 100 м2/0,06; - Лента бутиловая- м/24,71; - Лента бутиловая ПСУЛ- м/15,61; - Лента бутиловая диффузионная- м/4,09; - Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл- шт/6,57; -Дюбели монтажные 10x130(10x132,10x150) мм-10 шт./4,11; -Клинья пластиковые монтажные-шт./46,08; -Блоки оконные из поливинилхлоридныхпрофилей с листовым стеклом и стеклопакетом обностворные ОПРСП 9-9, площадью 0,75 м2 (ГОСТ 30674-99)- м2/5,76; 5. Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных,поворотно-откидных) с площадью проема более 2 м2 трехстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекления- 100 м2/0,23; -Лента бутиловая- м/ 57,43; -Лента бутиловая ПСУЛ- м/36,09; - Лента бутиловая диффузионная- м/13,39; - Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл- шт./16,12; -Дюбели монтажные 10x130(10x132,10x150) мм- 10 шт/9,35; -Клинья пластиковые монтажные- шт./181,6; -Блоки оконные из поливинилхлоридныхпрофилей с листовым стеклом и стеклопакетом обностворные ОПРСП 9-9, площадью 0,75 м2 (ГОСТ 30674-99)- м2/22,7; 6.Установка подоконных досок из ПВХ в каменных стенах толщиной свыше 0,51 м- 100 м.п./0,16; -Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл- шт./14,33; -Доски подоконные ПВХ, шириной 600 мм- м/15,8; -Доски подоконные ПВХ- м/15,8; -Клинья пластиковые монтажные- шт./63,2; -Доски подоконные ПВХ- м/15,8; -Доски подоконные ПВХ, шириной 600 мм- м/15,8; 7.Облицовка оконных и дверных откосов декоративным бумажно-слоистым пластиком или листами из синтетических материалов на клее- 100 м2/0,28; -Ветошь-кг/0,06; -Пластик бумажно-слоистый 2 с декоративной стороной- 1000 м2/0,03; -Клей ПВА-кг/8,31; -Грунтовка масляная BAK-I-V- т/0; 8.Облицовка оконных проемов в наружных стенах откосной планкой из оцинкованной стали с полимерным покрытием с устройством водоотлива оконного из оцинкованной стали с полимерным покрытием- м2/3,16; -Шурупы-саморезы 4,2x16 мм- шт./50,56; - Аквилон из оцинкованной стали с полимерным покрытием-П.М/6,64; -Откосная планка шириной 250 мм из оцинкованной стали с полимерным покрытием- П.М/6,64; -Водоотлив оконный шириной планки 250 мм из оцинкованной стали с полимерным покрытием- П.М/2,09; 9.Очистка помещений от строительного мусора- 100 т/0,03; - Строительный мусор- т/2,5;

Как и чем грунтовать холст под масляную живописью. аркадий зражевский. статьи

Как и чем грунтовать холст под масляную живопись

Грунт вместе с пленкой проклейки представляет собой промежуточный слой между основой и красочным слоем живописного произведения. Его назначение — обеспечить прочную связь масляной живописи с основой и предохранить волокна холста от проникновения в них связующего из красок.
Грунт состоит из пленкообразующего связующего (клея, высыхающего масла, клеемасляной эмульсии), наполнителя в виде сухого порошка пигмента (цинковых и свинцовых белил, мела), небольшого количества добавок (глицерина, реже меда, касторового масла, антисептика).
Условно клей подразделяется на две группы. К первым (обратимым коллоидам) относят костный и кожный, так как их можно повторно растворить в воде. Ко вторым (необратимым коллоидам) относят казеин и растительный клей, которые после высыхания не поддаются растворению водой. Наиболее употребляемыми для грунтов считаются: кожный клей, желатин, казеин и другие. Кожный клей чувствителен к влаге, поэтому сравнительно быстро покрывается плесенью, содержит в себе зародыши грибков, которые легко развиваются под красочным слоем и способствуют отделению его от основы. Желатин считается одним из наиболее удобных при проклейке основы под живопись. Казеиновый клей приготовляют из обезжиренного и освобожденного от солей и сахара творога. В раствор он может быть введен только при помощи щелочей (нашатыря, соды, буры и т. д.). Это самый активный клей, не теряющий свои свойства под воздействием влаги. Прекрасно взаимодействует с маслом (казеиново-масляной эмульсией). Очень хрупок, сжимается при высыхании, но не отваливается вместе с краской. Считается одним из самых прочных и безвредных клеев.
На основе казеинового клея можно приготовить проклейку под грунт. Например:
1) 20 г казеина разводят в 100 г воды, примешивая 4 г нашатырного спирта и 10 г глицерина; 2) 1 г казеина разводят в 5 г воды, добавив 0,5 г нашатырного спирта и 0,4 г глицерина; 3) 1 вес. часть казеина, 5—10 вес. частей воды, 0,4 вес. части нашатырного спирта и 0,5 вес. части глицерина. (Из рецептов Моро-Вотье).
Клей замачивается на 20 минут в холодной воде, добавляется нашатырный спирт, вода подогревается. Мешать деревянной или стеклянной палочкой. Растворы на казеиновом клее самые лучшие. А такой, например, хороший, но дорогостоящий рыбий клей (осетровый) имеет способность к деформации и большую гигроскопичность.
Проклейки наносятся всегда тонким слоем. Всего рекомендуется делать одну-две проклейки, но вторую проклейку обычно наносят при крупнозернистом холсте (после просушки первой проклейки поверхность следует прошкурить). Для проклеек никогда не применяют горячий клеевой состав, а всегда чуть теплый, вязковатый.
При работе масляными красками по проклеенному холсту, но без грунта краска становится матовой, по мере того как клей нанесен будет более густым слоем. Белила и светлые части картины на проклеенном холсте становятся тусклыми. Нанесение же на проклеенную основу цветного или белого грунта изменяет интенсивность звучания красок и предохраняет основу от быстрого разрушения.
Для получения яркой, звонкой живописи требуются белые грунты. Примером этому может служить икона, которая писалась на белом левкасе. До сих пор краски сохраняют яркость цвета и свою декоративность! Импрессионисты также использовали белые грунты.
Цветной грунт способен нести эмоциональную нагрузку, и выбор тона зависит от творческой задачи художника. Часто используют тончайшую прокраску одноцветным тоном - имприматуру. Но «вязкая» имприматура неудобна, особенно если ярко выражена в цвете или тоне. В этом случае она «тянет» масло из свежеположенной краски. Имприматура лучше нейтральная. Все поздние произведения Тициана, Рубенса на серовато-охристых грунтах, т. е. близких к полутону кар­тины.
Что следует знать начинающим об имприматуре в практической работе:
—наносить имприматуру можно по клеевым и эмульсионным грунтам. В этом случае состав ее такой же; она может быть -чисто масляной или масляно-лаковой. Наносится с незначительным добавлением разбавителя по любому грунту (в этом случае слой должен быть прозрачным, а по клеевым и эмульсионным грунтам — корпусным). Степень использования разбавителя дает ей вязкость; выгоднее всегда имприматура малопрозрачная, так как она имеет больший коэффициент отражения—имприматура наносится неравномерно, в разных местах картины (по тону). Делакруа говорил: «Нет хуже гладко покрытой поверхности».
Рисунок (тщательный рисунок) наносить следует под имприматуру. Потом делается прозрачная имприматура - среднего, нейтрального характера, с целью попадания в полутон картины. Затем тщательное письмо. Пример - ранние фламандцы.
Грунты по своему составу делятся на масляные, полумасляные, синтетиче­ские, эмульсионные и клеевые. Масляные грунты применялись с первых шагов техники масляной живописи (особенно в XVII—XIX вв.). Все работы Рубенса выполнены на масляных грунтах. Легкий слой цинковых белил, нанесенный на высохшую клеевую проклейку, дает удовлетворительную подготовку для дальнейшей работы, но холст, если узелки ткани велики, остается шероховатым и трудным для живописи. Когда первый, тонкий слой цинковых белил высох (срок сушки не менее одного месяца, лучше 2—3 месяца), можно нанести второй. Необходимо только следить за тем, чтобы первый слой был совершенно сухим. В противном случае задержанное в этом слое масло впоследствии окислит и разъест холст даже через слой клея. Второй, тоже очень тонкий слой должен лишь заполнить просветы между нитями холста. Приготовление основы с масляным грунтом отнимает много времени, так как просушка всех промежуточных слоев грунта должна быть полной — лучше по нескольку месяцев.
Для грунта используют масла: олив­ковое, конопляное, подсолнечное и ка­сторовое, предварительно обработанные способом полимеризации — сваренные без доступа воздуха. Под масля­ный грунт проклейка делается, как правило, тонко и один раз, затем шлифуется шкуркой. И в проклейку лучше использовать клей казеиновый. Мел вводят сразу.
Перед началом работы грунты масляные и полумасляные (любой состав клеевого грунта, у которого только завершающий эмульсионный слой - масляный) нуждаются в поверхностной обработке для повышения адгезии, так как иногда у грунтов бывает плохое сцепление с красочным слоем, особенно при пастозной живописи. Механический способ: равномерное разрыхление поверхности тонкой наждачной шкуркой, обработка лезвием бритвы с последующей протиркой растворителем № 2. Другой способ заключается в нанесении межслойного покрытия (межслойный ретушный лак).
К масляным грунтам можно отнести и следующим образом обработанную поверхность холста: проклеенный холст сильно натягивается на какую-либо гладкую, твердую основу (оргалит, доска) и в него втирается мел, растертый с олифой. (Соотношение частей 1:1, консистенция сметаны). Лучше всего это делать деревянным шпатёлем, периодически его зашкуривая, чтобы избежать неровностей грунта. Рекомендуется пользоваться этим способом летом, так как грунт сохнет слишком медленно. Может быть до трех слоев, но не толстых.
К клеевым грунтам относятся впитывающие (абсорбирующие), тянущие грунты, в состав которых входят мел или гипс. Появление таких грунтов не случайно. В последней четверти XIX века во Франции начались новые изыскания на основе пластического и живописного решения картины. Ставились перед художниками принципиально новые задачи на передачу ощущения света, среды и т. д. Велись поиски более светлого, яркого колорита, фактурно выраженной живописи.
На клеевых грунтах живопись целесообразно вести пастозно, не приме­няя разбавителя типа «пинен». При легких прописках и протирках будет заметен эффект некоторого «обезмасли-вания» краски по мере высыхания красочного слоя. Некоторые художники, предпочитающие получить матовую живописную поверхность картины, делают клеевые грунты. И наоборот, чтобы клеевому грунту придать положительное свойство масляного (сохранение интенсивности красок, заметный блеск), для этого по клеевому грунту наносится слой масляных белил, превращая как бы клеевой грунт в полумасляный. По многочисленным наблюдениям, целесообразен их самый тонкий слой.
Предлагаем такой рецепт клеевого грунта: 1 вес. часть рыбьего клея, 10—17 вес. частей поды, 2,5—4 вес. части мела, столько же цинковых белил п 0.01 вес. части фенола.
Любой клеевой грунт без мела неэффективен. Чем тоньше слой клеевого грунта, тем лучше. При толстом слое разрушения начинаются в самом грунте, от чего будет затем происходить шелушение краски. Наносить грунт следует в два-три слоя, каждый раз просушивая его не менее трех дней. Если соотношение пигмента и наполнителя будет больше 25 частей, то такой грунт становится рыхлым и слишком тянущим (впитывающим из красок масло).
Клеевой грунт можно приготовить и по такому рецепту: берут б—7-процентный клей (подогретый), 1 стакан цинковых белил, столько же мела и 1/5 часть (от веса сухого клея) глицерина, смешивают тщательно и в один слой покрывают поверхность холста.
Еще рецепт (по Н. Фешину). Грунтовку осуществляют в три слоя клеевым раствором: казеина — 1 г, воды— 7,5 г. глицерина — 0,5 г, нашатырного спирта — 0/1 г. Пигмент к 100 г раствора берется соответственно: первый слой — 10 г, второй слой — 50 г. третий слой — 100 г.
Следует заметить, что и отличие от всех клеев казеиновый клей дает наилучшее сцепление с масляными красками. В процессе письма краска меньше жухнет, почти не теряет в тоне, Казеиновый грунт можно использовать длительное время. Единственное опасение в том, что он более других проницаем. При неаккуратном (неравномерном) покрытии им холста масло из краски может потом проникнуть в холст.
П. Кончаловский рекомендовал холст сначала прошкурить, затем " прокрыть его один раз тонко раствором казеинового клея. По мере высыхания проклейки нанести слой грунта, осторожно втирая его ладонью, но без пропитывания грунта насквозь. Он советовал перед работой красками грунто­ванный холст протирать скипидаром.
Клеевыми грунтами всегда пользовался П. Корин. На таких же грунтах любили работать К. Юон, А. Куприн, С. Чуйков. Любителей живописи могут заинтересовать рецепты, применяемые художниками.

Рецепт однослойного клеевого грунта П. Корина. Осетровый клей — 5 г. вода — 100 см3, свинцовые и цинковые белила в равных долях. Грунтовочную массу (в виде жидкой сметаны) наносить чуть теплой, добиваясь тонкого слоя покрытия. Дать в течение суток просохнуть, затем поверхность легко зачистить шкуркой.
Рецепт двухслойного клеевого грунта К. Юона.
Первый слой. Рыбий клей или желатин — 5 г, вода —100 см3, мел. Консистенция грунтовочной массы в виде жидкой сметаны. После просушки поверхность обработать пемзой.
Второй слой. Компоненты те же. После просушки грунт в некоторых слу­чаях покрывают тонким слоем клеево­го раствора (консистенция 1:10).
Двухслойный клеевой грунт С. Чуйкова.
Первый сленг. Рыбий клей - - 7,5 г. вода - - 100 см3, цинковые белила -37 г. Грунтовочную массу (в виде жидкой сметаны) наносить холодной, добиваясь тонкого слоя покрытия. Затем грунт сушат.
Второй слой. Компоненты те же. После просушки грунт в некоторых слу­чаях покрывают тонким слоем клеевого раствора (консистенция 1:10).
Двух — пятислойный клеевой грунт А. Куприна.
Первый слой. Клен мездровый или желатин (состав варьируется), мел от­мученный. После просушки поверхность шлифуют пемзой.
Второй - четвертый слои. Компоненты те же. Пятый (последний) слой. Клен тот же, наполнитель - цинковые или свинцовые белила. Состав варьируется, исходя из качества материалов. Просушка каждого слоя не менее суток.

Эмульсионный грунт. Теоретически это прекрасная поверхность для живописи. Но на практике из-за нарушения технологии подготовки и от долгого хранения возможно отставание краски от грунта и заметное пожелтение, пожуханис красок. Такой грунт часто дает кракелюр (трещины), если слой грунтовок топок. Всего этого можно избежать лишь путем самого тщательного расчета связующего и наполнителя, соблюдения технологии нанесения грунтовок. Эмульсионная пленка адгезии не дает. При этом идет постепенный переход от слоев с преобладанием в связующем клея к слоям с большим содержанием масла и грунтовочной массе. Этим уменьшается напряжение между холстом, проклейкой, грунтом и красочным слоем. Такие грунты в целом дают хорошее сцепление живописи с грунтом, а грунта с проклейкой. Но главная проблема — пропорции материалов (их качество) при составлении грунтовочной массы для каждого слоя. Как нигде, здесь важен опыт.
Известны рецепты приготовления эмульсионных грунтов. Например: I вес. часть клея, 17 вес. частей воды, 1.2—1,5 вес. части масла, 1—1,5 вес. части цинковых белил, 0,5—1 вес. часть мела.
Грунтами такого типа охотно пользовался А. Лактионов. Приводим здесь его рецепт. Первый слой эмульсии. Рыбий клей -- 10—15 г. вода -- 100см3, облагороженное льняное масло или олифа — 10—15 г. касторовое масло — 5 процентов по весу, мед — 5—7 процентов по весу от всей массы грунта, свинцовые и цинковые белила в равных долях. Просушку вести до двух суток. Второй—пятый слои эмульсии — с учетом типа холста. Компоненты те же. Грунтовочная масса жидкая. Иногда покрытие поверхности завершают тонким слоем масляной краски со скипидаром.

Рецепт эмульсионного грунта начала 50-х годов.
Первая эмульсия. Технический желатин -- 4 г, вода — 100 см3, олифа натуральная — Зг. глицерин — 0,1 г. цинковые белила -- 13 г. Просушивается в течение суток, после чего поверхность шлифуется пемзой.
Вторая эмульсия. Технический желатин - 3 г, вода - 100 см3, олифа натуральная — и г, глицерин — 0,1 г. цинковые белила — 20 г. Просушивается в течение суток, после чего по­верхность крупнозернистого холста шлифуется пемзой.
Третья эмульсия. Технический желатин — 3 г , вода — 100 см3, олифа на­туральная — 6 г , цинковые белила - 20 г. Просушивается около суток.

Рецепт эмульсионного грунта лаборатории техники и технологии живо­писных материалов при институте им. И. Е. Репина.
Первая эмульсия. Рыбий клей -1 вес. часть, вода - - 20 вес. частей, масло подсолнечное — 1,2—1,5 вес. ча­стей, цинковые белило - 3 вес. части, мел - - 3 вес. части, касторовое масло — 0,3 вес. части, фенол — 0,01 вес. части. Просушивается около су­ток.
Вторая - третъя эмульсин. Рыбий клей - 1 вес. часть, вода — 20 вес. частей, подсолнечное масло — 1.5 вес. частей, цинковые белила — 4 вес. ча­сти, мел - - 4 вес. части, касторовое масло — 0,2 вес. части, фенол — 0,01 вес. части. Просушивают около суток.
Эмульсионный грунт № 443 в 3 слоя. Клей — 1 вес. часть, вода -- 17 вес. частей, подсолнечное сгущенное мас­ло — 1,2—1,5 вес. частей или касторо­вое масло — 0,3—0,5 вес. частей, мел — 2—3 вес. части, цинковые белила — 2—3 лес. части, глицерин — 0,3 вес. части. Клей — масло 1:2 — адгезия отрицательная.
Эмульсионный грунт (по Л. Рыбникову). Клей -- 1 вес. часть, вода -2,5 вес. части, масло — 1,5—2 вес. ча­сти, цинк, белила — 2,5—3 вес. части.
Эмульсионный грунт с белилами в тюбиках (по Д. Киплику). Клей (лучше казеиновый) - 1 вес. часть, вода — 20 вес. частей, подсолнечное сгущенное масло — 1,5 вес. части, белила (свинцовые) — 3—4 вес. части, мел — 3—4 вес. части. Белила добавляются в клеевой раствор с мелом. Желатель­но брать один желток яйца на один тюбик белил. Количество белил из тюбика берется до 0,5 от общей клеемасляной массы. Грунт в 3 слоя.
В лучших составах эмульсионный грунт имеет следующие свойства:
—хорошее сцепление с краской без специальной обработки грунта перед работой; впитывает краску меньше, чем клеевой грунт, благодаря чему живопись не обезмасливается, сохраняя при высыхании интенсивность цвета;
более эластичен и не размываетя водой в течение значительного времени; - имеет меньшую деформацию при усыхании пленки; желтеет во всех случаях, и происходит это быстрее, чем с масляными грунтами. Последнее надо учитывать при нанесении топких прописок по грунту;
— очень не вынослив в неблагоприятных условиях при хранении — трескается при надавливании и ударах;
капризен в приготовлении, так как требует тщательного смешения материалов друг с другом; при высыхании грунт трескается и отслаивается от холста, если грунтовку наносить толстыми слоями.
Обычно используют для работы холсты грунтованные, выдержанные 15— 20 дней. Причем при проклейках с большим содержанием масла в грунтовочной массе сроки выдержки лучше увеличивать. Холст должен быть укреплен на подрамнике. Хранить его лучше в светлом помещении с постоянной влажностью.


А. Блиок "Грунты под живопись"

Статья взята из журнала "Художник"


Грунты для масляной и темперной живописи и гуаши. рецепты приготовления и правила грунтовки


Несмотря на то, что приведенные ниже рекомендации взяты из книжки, которой уже почти тридцать лет, основные приемы и принципы грунтовки остались прежними. Разве что появились новые материалы, которые, кстати, в отличие от старых еще не успели пройти проверку временем и неизвестно, как себя поведут в дальнейшем.



ГРУНТЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Грунт, закрывая поры холста, образованные пересечением нитей утка и основы, делает его поверхность однородной и придает ей требуемый цвет.
Грунт предохраняет холст от проникновения в него красок, связующего и разбавителей. Он придает поверхности холста высокие адгезионные свойства (способность удерживать краски).
По своим качествам грунт должен быть мягким и эластичным. Он не должен растрескиваться при свертывании холста в рулон. Поверхность нанесенного грунта должна быть слегка шероховатой, матовой. После покрытия грунтом холст не должен терять своей выраженной фактуры.
При хранении холста грунт не должен темнеть или желтеть (пожелтение грунта вызывается хранением его в темноте).
На обратной стороне грунтованного холста не должно быть следов проникновения клея или грунта.


ГРУНТЫ ДЛЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

ПРОКЛЕЙКА ХОЛСТА

Холст, натянутый на подрамник, перед грунтованием проклеивают 15-процентным раствором технического желатина или рыбьего клея. Для учебных работ иногда применяют высококачественный мездровый клей.
Холст проклеивают два раза. Первый раз его проклеивают холодным студнеобразным клеем, с тем, чтобы закупорить отверстия в холсте, образованные нитями утка и основы. Студнеобразный клей наносят сапожной щеткой, излишек клея удаляют металлической линейкой. При этом линейку держат под острым углом, нажимая ею на холст. Это дает возможность одновременно с удалением излишков клея, продавливать его в отверстия холста. По прошествии 12—15 часов, когда проклейка высохнет, ее обрабатывают пемзой или наждачной шкуркой для выравнивания поверхности.
Вторую проклейку делают тем же клеем, но теперь используют его в жидком состоянии, для чего подогревают на водяной бане.
Проклейку наносят в два или три слоя в зависимости от вида холста. Каждый последующий слой наносят через 12—15 часов после высыхания предыдущего.


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭМУЛЬСИОННОГО ГРУНТА

ДЛЯ ХОЛСТА


Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом.
Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия (антисептик при изготовлении эмульсии вводят в последнюю очередь). Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсии, применяют эмульгатор — ОП-7.
Чтобы приготовить эмульсионный грунт, надо предварительно за­мочить клей и затем варить его на водяной бане при температуре 65—70°. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила, это необходимо для предотвращения комкования белил при введении их в эмульсию.
В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре). При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.
Различные составы эмульсионных грунтов см. в приложении. Они применяются в зависимости от видов, (артикулов) льняных холстов (см. в приложении ассортимент грунтованных картонов).


ГРУНТЫ ТОНИРОВАННЫЕ

Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок. Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона. При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.
В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами.
Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например белил.
Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками. Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс— красно-коричневый и умбристый; Левицкий — нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах.

ЭМУЛЬСИОННЫЙ ГРУНТ ДЛЯ КАРТОНА
Предварительно картон проклеивается с двух сторон техниче­ским желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4 — 5-процентным раствором тепло го клея. Перед нанесением клея картон закрепляют говоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ров­ным слоем (без следов флейца или щетки). Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.


Состав эмульсионного грунта (м. ч.):

лей желатиновый — 1
Масло льняное — 2
Белила сухие или мел — 5
Фенол (антисептик) — 0,02
Вода — 20



Состав фабричного грунта (кг):

Желатин технический — 1

Белила цинковые — 3,5

Мел — 2

Фенол (антисептик) — 0,02
Вода - 10

Для получения тонированного грунта, в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.



ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭМУЛЬСИОННОГО ГРУНТА ДЛЯ КАРТОНА


Предварительно в небольшом количестве воды замачиваются цин­ковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии.
Заранее приготовленный клей растворяют в общем количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмуль­сию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно разме­шивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.
Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать, «тянуть» масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего —масла делает живопись матовой.
Эмульсионный грунт наносится на картон в 2—3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя.
Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта.
Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или_ № 2.
При работе гуашью и темперой грунт задубливается 10-процентным раствором формалина. Но для живописи водорастворимыми красками могут быть изготовлены специальные грунты.


ГРУНТЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ ГУАШЬЮ

Для работы гуашью можно использовать различные основы: грунтованный холст, грунтованный картон, например оргалит, сухую штукатурку, качественную фанеру, древесно-стружечные плиты, доски сухой древесины различных пород, а также бумагу, натянутую на планшет или наклеенную на иную жесткую основу, например на картон.
Хорошие результаты для сохранения живописи, выполненной на бумаге, дает наклеивание бумаги на такой же лист этого же сорта бумаги.
Наклеивают бумагу и на холст. Эластичность холста предохраняет бумагу от деформации и предохраняет краску от растрескиваний и осыпания. Бумагу на холст наклеивают крахмальным клейстером, в который добавляют небольшое количество столярного клея или тех­нического желатина, а в качестве пластификатора—глицерин. Холст с наклеенной бумагой кладут под пресс, что дает еще более ка­чественное склеивание.
Работа по склеиванию требует аккуратности.


КЛЕЕВОЙ ГРУНТ

Бумагу проклеивают с двух сторон 4—5-процентным раствором тех­нического желатина, в который для задубливания добавляют 0,5-процентный раствор алюмокалиевых квасцов. Затем бумагу натяги­вают на доску (подкладывая под бумагу еще один лист).
При обработке больших листов бумаги их проклеивают вначале с одной стороны и, подвесив за угол, сушат, после того как лист высохнет, проклеивают его другую сторону и бумагу снова сушат.
Если в проклейку добавить немного пигмента (который предварительно замачивают в воде), то получится слабоокрашенная тонированная бумага. На такой бумаге можно выполнять не только живописные работы,- но и рисунки.
Если требуется шероховатая бумага, то в проклейку из желатина добавляют немного крахмальной муки, такая бумага лучше принимает краску.
Добавка в проклейку небольшого количества мела или гипса (гипс не успевает схватиться, так как клей задерживает схватывание гипса) делает бумагу приятной шероховатой фактуры.
Кроме технического и пищевого желатина, бумагу можно грунто­вать очень жидким крахмальным клейстером, поливинилацетатной эмульсией или снятым, разбавленным молоком. Такая - проклейка особенно пригодна для работы гуашью.
В качестве основы для живописи гуашью пользуются и плотными сортами картона, например оргалитом. Проклейку картона производят 4—5-процентным раствором технического желатина. Для предупреждения коробления картона его проклеивают последовательно с двух сторон (как большие листы бумаги), но лучше тыльную сторону картона покрыть масляной краской или поливинилацетатной эмульсией, что понизит его гигроскопические свойства и предохранит картон от деформации при хранении живописи.
Выпускаются различные виды грунтованных картонов, из которых для работы масляно-казеиновой темперой и гуашью наиболее приемлемы картоны на казеиновом клее. Грунт на казеиновом клее состоит из следующих компонентов: казеина, аммиака, глицерина, белил цин­ковых, мела, фенола и эмульгатора ОП-7.
Для работы темперой или гуашью на холсте его грунтуют на основе казеинового клея.
Для грунтования выпускаются сухие расфасованные материалы. Белила цинковые в расфасовке по 200 г, мел по 200 г, фотожелатин по 350 г, порошок казеинового клея по 100 г, В проклейку в качестве пластификатора рекомендуется добавлять глицерин. -
После высыхания проклеенный холст задубливают формалином, равномерно смачивая им поверхность холста.


Состав казеинового грунта (г) :


Казеин --16

Вода (для растворения казеина) --100

Масло льняное - -180

Белила цинковые (сухие) - 300


При растворении казеина в клей вводится 5 г 25-процентного раствора аммиака.

Перед нанесением грунта холст должен быть заранее проклеен казеиновым клеем два раза.

Грунтованную эмульсию наносят в 2—3 слоя. Дубление грунта не производят.

Можно приготовить грунт на желатиновом клее. Проклейку холста производят так же, как указано на с. 82, но дубления не производят.


Состав желатинового грунта (г) :

Желатин технический - 100

Масло льняное - 200

Мыло нейтральное - 10

Цинковые белила - 300

Глицерин - 15

Вода - 1500



После высыхания грунт задубливается формалином.

ПРАВИЛА СШИВАНИЯ ХОЛСТА

При сшивании холста для увеличения его размера применяют холст, идентичный по качеству. Нитки для сшивания применяются льняные № 18/6, число стежков должно быть максимальным—8—10 стежков на 1 см. Нитки нужно предварительно прокипятить для пол­ной декатировки (усадки)


ОСНОВАНИЯ И ГРУНТЫ ДЛЯ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

И масляно-казеиновая и особенно яичная темпера предназначены главным образом для живописи на твердых основаниях, так как отличаются хрупкостью, склонностью при незначительных механических воздействиях к растрескиванию, которое может происходить даже от вибрации холста. Поэтому работы яичной темперой почти всегда выполнялись на досках (иконы), на оштукатуренных стенах, где живопись выполняли по сухой штукатурке (альсекко). Палешане для своих миниатюр применяют проклеенные и загрунтованные горячим льняным маслом картонные коробки, покрытые глиняно-масляной. шпаклевкой.
Современные живописцы, работающие яичной и поливинилацетатной темперой, применяют доски из выдержанной и сухой древесины, но чаще всего используют древесно-стружечные плиты, которые покрывают левкасным грунтом.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ ЛЕВКАСНОГО ГРУНТА

Приготовленная по необходимому размеру доска предварительно проклеивается с двух сторон 4—5-процентным раствором технического желатина. По высыхании клея на доску наклеивается поволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Чтобы приклеить поволоку, ее тщательно смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы не образовались воз­душные пузыри. Затем поволоку тщательно разглаживают руками, а ее края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании поволоки приступают к приготовлению и нанесению левкасного грунта.
Левкас представляет собой одну из разновидностей клеевого грунта. Этот вид грунта отличается значительной прочностью и долговеч­ностью, особенно при применении гипса взамен мела, что объясняется не только его более высокой прочностью, но и способностью соединяться между наносимыми слоями грунта в процессе твердения.
Левкасный грунт — один из наиболее простых по своему составу. Для его приготовления следует лишь соблюдать правильное соотношение раствора клея и гипса для первого и последующих слоев.

Примерное соотношение клеевого раствора и гипса:

Гипс — 2 объемные части

4—5-процентный раствор технического желатина •— 1 объемная часть

Первый слой левкасного грунта наносится на доску в виде жидкой суспензии (напоминающей побелку), которая набеливается флейцевой кистью на поверхность поволоки и торцы доски. Первый слой грунта, будучи жидким, проникает в поволоку и прочно соединяется с основанием.
После высыхания первого (набеленного) слоя грунта наносят последующие слои, но уже в виде густой массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.
Все последующие слои левкаса наносят на полностью высохший твердеющий слой, но обязательно смоченный водой, что предотвращает растрескивание грунта при его высыхании.
Растрескивание грунта объясняется тем, что ниже лежащие слои грунта, будучи сухими, поглощают воду из верхнего слоя и вызывают чрезмерно быстрое высыхание гипса.
Каждый нанесенный слой левкасного грунта тщательно шлифуется, выравнивается наждачной шкуркой на деревянной колодочке.
Левкасный грунт должен быть идеально ровным. Чтобы приблизиться к идеально ровному живописному слою, необходимо наносить несколько слоев грунта с последующим шлифованием их.
Количество наносимых слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 2—3 слоев грунта. Нанесение каждого последующего слоя грунта является как бы исправлением тех дефектов — следов шпателя, которые образуются в процессе нанесения слоя левкаса.
Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой грунта, его покрывают 4—5-процентным раствором желатина, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть «тянущим». Это особенно важно в случае применения мела, который наиболее активно всасывает связующие водоэмульсионных красок, делая их непрочными и отстающими.


ЛЕВКАСНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ТЕМПЕРЫ

Технология приготовления левкасного грунта для живописи поливинилацетатной темперой по существу не отличается от обычного левкасного грунта и может использоваться и для масляно-казеиновой темперы.
Для приготовления левкасного грунта применяется рыбий клей и технический желатин.
В предварительно замоченный, набухший клей заливают воду в соотношении 1:15 (на одну часть клея берется пятнадцать частей воды).
В сваренный на водяной бане густой клей вливается 1 м. ч. натуральной олифы или льняного живописного масла, все тщательно пе­ремешивается для получения клеемасляной эмульсии. В полученную эмульсию постепенно вводится 6 м. ч. мела и 3 м. ч. цинковых белил (сухих).
На предварительно проклеенную доску с наклеенной поволокой (марля или канва) наносят пятнадцать слоев левкасного грунта. При этом каждый Доследующий слой левкаса постепенно ослабляется добавлением воды в приготовленный левкас. Перед нанесением каждого нового слоя левкаса в него вливается вода, из расчета 25 см3 на 100 г клея.
Каждый последующий слой наносится на еще не полностью просохший (полусырой) предыдущий слой, что улучшает связь между слоями и не допускает образования трещин после высыхания левкаса.
Грунт наносится сапожной щеткой тонкими слоями (толщина каждого слоя 1—1,5 мм). После полного высыхания грунта его поверхность тщательно выравнивается шлифовальной шкуркой и покрывается поливинилацетатной эмульсией для предотвращения впитывания связующего красок в грунт.
При работе на таком грунте поливинилацетатные краски разбавляются желтковой эмульсией, делающей их более насыщенными и звучными по цвету. Для приготовления эмульсии на 1 яичный желток берется 1/3 воды от объема желтка. Антисептиком служит 2-процентный раствор уксуса, которого берется на один желток примерно 10—15 капель.


Материал взят из книги:
Н.В. Одноралов. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей.
М.: Просвещение, 1983